Великое одиночество – Яаков трансформируется в Израиль | Раздел Ваишлах | рав Ханан Порат
по книге "Немного света" מעט מן האור
Есть такие сюжеты в Торе, когда читающий их буквально схватывается за голову перед видом открывающихся перед ним миров, о которых он даже не догадывался ранее.
С чем это можно сравнить: идет человек по большой дороге и вдруг перед ним разверзается бездна. Он пытается заглянуть в нее, но вынужден в страхе отпрянуть назад и внезапно осознает, что вся дорога, которую он прошел до сих пор, ничто иное, как призрачная оболочка, скрывающая под собой бурлящую лаву, о присутствии которой он и не догадывался.
И таков наш недельный раздел с историей борьбы Яакова с ангелом, который появляется глубокой ночью и борется с ним до утренней зари.
***
С первого взгляда кажется, что эта история стоит особняком и не связана с предыдущими событиями. И поэтому у нас не вызывало бы удивление, если бы эта история была вообще пропущена и сразу за описанными приготовлениями Яакова к встрече с Эсавом “молитвой, подношениями и подготовкой к войне” Тора сразу же переходила к описанию встречи с Эсавом: «И поднял Яаков глаза свои и увидел: и вот Эсав пришел, а с ним четыреста мужей».
Нет сомнения, что история борьбы с ангелом, прерывающая плавную нить повествования, призвана приоткрыть нам хоть и малость происходящего «за занавесом», давая нам понять, что перед встречей с противником из плоти и крови Эсавом, Яакову надлежит единоборствовать с духовным воплощением Эсава, его ангелом-хранителем.
Этого “ангела-хранителя” народа можно представить себе в качестве аллегорического воплощения квинтэссенции этого народа, подобно тому, как это описано в книги Даниэля в отношении “князей” Параса и Греции – «Но князь (ангел-покровитель) царства Парас противостоял мне двадцать один день, и пока Михаэль, один из первейших князей (ангелов-покровителей), не пришел мне на помощь, я оставался там, при царях Параса» (Даниэль 10:13). И также князь (ангел) Эсава, из потомства которого выйдет Амалек, ничто иное, как духовно-национальный корень Эсава, отражающий все его темные стороны.
И именно здесь, на берегу притока Иордана Ябок, а не во время завтрашней, с виду мирно проходящей встречи, происходит настоящее противостояние Яакова с Эсавом.
Скрытый язык намеков
Именно с этой точки зрения нам следует рассматривать борьбу Яакова с ангелом и понимать, что эта история изложена “зашифрованным языком” полным намеков, отсылающих к понятиям высших миров, для расшифровки которых нам следует использовать специальный понятийный аппарат.
В этой статье мы коснемся только одного “кода”, скрытого в слове לבדו левадо “в одиночестве” и постараемся понять смысл, скрытый в нем.
Писание говорит: «И остался Яаков в одиночестве. И боролся человек с ним…». Было ли это одиночество случайным или оно было предусмотрено заранее и является центральным ощущением всех действующих персонажей в этой истории?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим стихи, предваряющие саму борьбу: «И отправил дар пред ним; а он ночевал ту ночь в стане. И встал он в ту ночь, и взял двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать детей своих, и перешел через Ябок вброд. И взял их, и перевел через поток, и перевел то, что у него. И остался Яаков в одиночестве. И боролся человек с ним до восхода зари» (Берешит 22:22-25).
Вся описанная здесь лихорадочная деятельность, предшествующая борьбе, выглядит странной и у нас напрашиваются два вопроса:
- Что заставило Яакова встать глубокой ночью и перевести все, имеющиеся у него, на другую сторону Ябока?
- Зачем он оставляет всю свою семью по одну сторону реки и возвращается на другую сторону один?
Для ответа на первый вопрос обратимся к комментарию Рашбама, дающего такой ответ: «Перешел реку ночью, чтобы скрыться от Эсава». Однако такой ответ представляется “натянутым” для каждого, кто знаком с топографией этого места. Ведь Яаков приходит со стороны горы Гилад, расположенной на севере, тогда как Эсав идет навстречу с ним со стороны Эдома с юга. И получается, что переход Ябока с севера на юг должен приближать Яакова к Эсаву, вместо того, чтобы отделять его от него.
На второй вопрос, возвращение Якова на другую сторону реки, мудрецы дают такой ответ: «Забыл кувшинчики и вернулся забрать их», Раши. Но это объяснение “кувшинчиков” может быть и представляет собой тему для отдельного обсуждения, тем не менее, не дает ответа на столь выделенное Писанием состояние одиночество Яакова: «И остался Яаков в одиночестве».
Когда рядом ни души
И представляется, что все, происходящее до борьбы Яакова с ангелом, является лишь прелюдией к грядущему противостоянию. Писание подчеркивает: «И встал он в ту ночь», когда слово “ту”, кажущееся на первый взгляд излишним, намекает на то, что слышится Яакову в ту ночь и побуждает его действовать. Это схоже со сном Элияѓу в пустыне: «И вот, ангел коснулся его» (Млахим I 19:5).
Этот “скрытый” ангел как будто касается Яакова и сообщает ему, что здесь, в этом месте, будет происходить настоящая борьба и ему следует предстать тут в полном одиночестве, когда рядом с ним нет ни души.
И поэтому, встает Яаков глубокой ночью и переводит всех своих домочадцев и имущество на другой берег, с тем, чтобы отдалить их от места грядущего сражения с “князем”, ангелом-хранителем, Эсава, а затем возвращается с полным осознанием грядущей миссии, чтобы принять в одиночку бой с ангелом, ожидающим его.
Поэтому одиночество Яакова не случайно, а изначально является интегральной частью борьбы с ангелом. Только оставшись в одиночестве, оставив позади весь окружавший его шум и суматоху, он способен осознать мощную силу, таящуюся в нем, и открыть силы духа, бушующие в его душе. И только сейчас, на пороге вхождения в Землю Израиль, собирая все свои внутренние силы, Яаков готов вступить в противоборство лицом к лицу с “князем Эсава”, удостоиться победить его и даже получить благословение из его уст: «Не Яаков», достигающий успеха обходными путями и ухищрениями, «нарекаться более имени твоему», «но (будешь нарекаться) Израиль», который властвует решимостью и мужеством – «ибо ты боролся с Божьим (ангелом) и с людьми и преодолел (их)».
Перед нами не печальное одиночество осиротевшего, хотя в какой-то мере это ощущение, наверно, сопровождает Яакова, а благородное одиночество человека-прообраза народа, «бегущего на дальнюю дистанцию». Когда рядом нет ни души Яаков чувствует себя схожим с Творцом, о Котором сказано «И возвеличен будет в Своем одиночестве только Господь в тот день» (Йишаяѓу 2:11).
На этот глубокий смысл намекают слова мудрецов в Берешит Раба:
«Сказал раби Биркия со слов раби Симон – написано: “Нет Богу подобного, Йешурун! (Дварим 33:26)”. А кто подобен Обитающему в небесах? Йешурун, праотец Яаков, находящийся на земле. Как Пресвятой, благословенно Имя Его, о Котором сказано ” И возвеличен будет в Своем одиночестве только Господь в тот день “, так и о праотце Яакове сказано “И остался Яаков в одиночестве”».
Израилю не нужно боятся одиночества, ведь поднявшись на гору выше всех ты будешь один, но только так можно победить!
ИСРАЭЛЬ – имя, смысл, предназначение.
Миллиардам землян знакомо имя народа Израиля (ИСРАЭЛЬ), но очень и очень немногие понимают совершенный каббалистический смысл слова. А ведь за этим смыслом – путь к совершенному пониманию нашей жизни…
Тора рассказывает, что праотец Яков получил это имя после прохождения испытания у ангела по имени Пануэль.
Пануэль, как это следует из его имени – ангел испытаний и контроля на Святой Земле, “контролёр Словом Бога”. И у этого ангела были полномочия провести инициацию Якова и аттестовать его и его потомков для исполнения миссии на Святой Земле. А повреждение бедра Якова в ходе борьбыс ангелом может указывать либо на отбор пробы ткани для генетического анализа, либо на генетическую модификацию…
Развивая наше Понимание имени (да и в целом – Понимание Торы), следует помнить о том, что у ангелов значительно более глубокое понимание человеческой речи, и давая нам слова, они закладывают в них системный смысл, и этот смысл несут не только слова речи, но прежде всего – знаки слова.
Дипломом аттестованного Якова, знаком его рабочей квалификации стало имя “ישראל” – “Он будет служить Всевышнему”!
Логическая цепочка конструирования имени проста: от слова “לשרת” (служить) выбрана форма “ישרת” (он будет служить). Пиктосмысл знака “ת” – жизнь, и общий пиктосмысл слова “ישרת” – “Он будет служить жизни, исполняя указания Высшего разума”. В имени Якова ангел сужает область служения, указав главное заменой знака “ת” на знак “אל”: “Он будет служить разумно Всевышнему, исполняя Его указания…”
А зная дальнейшую историю народа Израиля и помня о Даровании Торы можно понять наиболее значимый смысл имени народа: “ישראל” – “Он исполнит Задание Всевышнего”! Или более полно: “Всевышний указывает в упорном труде исправить разум человека для Света Высшего Разума и передать Знание народам мира”. Возможно и инженерное понимание смысла имени… этот смысл содержится в Торе и указывает на механизм взаимодействия человека с Светом Высшего Разума Вселенной!
Задание Всевышнего нам многократно – 7000 раз, было повторено в Торе: “יהוה” – “Тот, кем ты должен стать – живущим в диапазоне Света “ה” и исполняющим указания Всевышнего”.
В системной формуле “ישראל” содержится краткая инструкция Единения с Всевышним: “ישר אל”. Центральный знак “ר” акцентирует внимание на особом значении работы, указывает, что для Единения с Всевышним нужно научиться творить, работать подобно Творцу, решая проблемы нашего мира: “לְאַהֲבָה אֶת-יְהוָה אֱלֹהֵיכֶם, לָלֶכֶת בְּכָל-דְּרָכָיו וּלְדָבְקָה-בו”(Дварим, 11:22)
Уподобление Творцу в работе совершенствует мозг человека и разум человека, при определённом уровне совершенства, становится способным соединится с Высшим Разумом в Единстве, “приклеится” к Творцу!
И ещё об одном важном я должен сказать в этом многозначном исследовании – Пануэль не был бы, наверное, ангелом Контроля, если бы не заложил в понимание имени функции контроля.
Ведь изначально изучение Торы велось в небольших закрытых обществах, большую роль играла безопасность. Поэтому службами безопасности была запущена провокационная версия о том, что Исраэль – это “тот, кто боролся с Богом, “Богоборец”. Такая ложная трактовка легко позволяла отделить знающих от притворяющихся знающими, и изгнать, или истребить их!
А знающим и понимающим дала дополнительный стимул к самостоятельному изучению и Пониманию Торы, выявлению в тексте Торы методологии Исправления. Вплоть до Единства! Того Единства, ради которого был избран Исраэль!