Необходимость отчетности в делах святых и будничных | Раздел Пкудей | рав Ханан Порат
по книге "Немного света" מעט מן האור
Название последней главы, завершающей книгу Шмот, Пкудей (исчисления), хорошо подходит к описываемым в ней исчислениям золота, серебра и меди, собранных на постройку Мишкана и изготовление необходимых предметов.
Однако, следует отметить, что употребленное здесь слово «мифкад» в смысле исчисление, подсчет, обычно употребляется в отношении людей в смысле опрос, поверка и менее в отношении неодушевленных предметов. Но, по-видимому, достоин Мишкан, в котором обитает Шехина, Божественное присутствие, того, чтобы исчисление в нем предметов уподоблялось опросу людей.
Этот момент отмечает Сфорно (Овадия бен Яаков Сфóрно, ивр. עובדיה ספורנו; 1475, Чезена – 1550, Болонья – раввин, знаменитый комментатор Танаха, философ и врач) и вот его слова: «В отношении каждого из предметов Мишкана сказано “поименно сочтите принадлежности, порученные им в ношу… через Итамара” (Бемидбар 4:32). И сказано «поименно» – поскольку каждый из них был достоин называться собственным именем».
А что говорили насмешники этого поколения?
Однако, сам факт этого подробного исчисления вызывает недоумение, ведь три предыдущие главы, Трума, Тецаве и Ваякѓель, уже занимались подробным описанием Мишкана и его утвари, и к чему тогда повторное обращение к этой теме с тем, чтобы подвести итог? Разве от Моше в дополнение ко всем обязанностям, которые есть у него, должен заниматься также бухгалтерией и правильно ли вообще изнурять духовных лидеров, заставляя их подсчитывать истраченные материалы, средства и т.д.?
Конечно, можно попытаться найти скрытый смысл и намеки в самих приводимых цифрах, однако мидраш Танхума (название двух агадических сборников к Торе, один из которых был впервые издан в Константинополе в 1522 г.) дает простое и весьма жизненное объяснение тому отчету, который представляет Моше, верное как для того поколения, так и для последующих: «Зачем же Моше отчитывался перед ними, ведь Святой, благословенно Имя Его, полностью доверяет ему, как сказано: “Не так раб Мой, Моше. Во всем доме Моем доверенный он” (Бемидбар 12:7)? А потому, что слышал Моше израильтян, говорящих за его спиной: “Смотрите, какой упитанный Моше, наверно он ест и пьет за наш счет. И вообще, все, что есть у него – от нас. И отвечает ему другой: “А что ты думаешь – тот, кто управляет строительством всего Мишкана не обогатится за наш счет?”. Услышал это Моше и сказал им: “Вот увидите, закончится работа по строительству Мишкана, я представлю вам полный отчет. Поэтому и сказано: “Вот исчисления (относительно строительства) Мишкана”».
В соответствии с этим объяснением нам представляется такая нерадостная картина – сидят «пустые люди» и оговаривают Моше без всяких оснований к тому. И обязан ли Моше давать отчет таким людям? Ответ мидраша однозначен – да, и от таких людей тоже нельзя отворачиваться, поскольку подобные им находятся в любом обществе и пренебрежение к ним может привести к тому, что их слова проникают в сознание многих и поэтому неправильно общественному деятелю удовлетвориться только убеждением в том, что его действия правильные и делаются во Имя Небес, однако ему самому следует осуществить приказ «И будьте чисты перед Богом и Израилем» (Бемидбар 32:22) также и в отношении самого себя.
Гемара в трактате Йома выводит из этого стиха, что всем, занятым в общественных работах, следует тщательно относиться к ним и пунктуально отчитываться перед обществом, дабы не создавать повода для подозрения к ним, и приводит следующие примеры: «Семейство Гармо слыли знатоками в изготовления хлебов подношения (см. Шмот 25:23-30)… но никогда у них в доме не находили чистого ломтя, чтобы не говорили – от изготовления хлебов подношения они кормятся. Семейство Автинас слыли знатоками в изготовлении благовоний… но никогда не выходила из их дома благоухающая невестка, чтобы не говорили – от изготовления благоволений они благоухают. С тем, чтобы исполнить сказанное: “И будьте чисты перед Богом и Израилем” (тр. Йома 38А).
Скромный ответ Ханы
Однако, отводить от себя любые подозрения должны не только занимающиеся общественными работами. Это правило справедливо также и в отношении любого человека, и Гемара учит это в трактате Брахот из истории с Ханой, матерью Шмуэля. В начале книги Шмуэль рассказывается о Хане, изливающей в молитве в мишкане Шило свою горечь, что вызывает подозрение у первосвященника Эли – не пьяна ли она: «Ханна же говорила в сердце своем: только губы ее шевелились, голоса же ее не было слышно; и Эли счел ее пьяною. И сказал ей Эли: доколе будешь ты пьянствовать?» (Шмуэль 1 1:12-13). Казалось бы, Хана, чистая душой и намерениями, которую Эли ѓа-коѓен несправедливо обвиняет, могла бы вообще не соотноситься с его обидными словами, посчитав престарелого человека вообще неспособным понять душевную боль бездетной женщины. Однако, она ведет себя по-другому и обращается к нему со скромным ответом: «Я жена, скорбящая духом, вина же и шэйхара не пила я, а изливаю душу мою пред Господом» (там же 16). Р. Элеэзер учит из этих примирительных слов Ханы в трактате Брахот: «Отсюда следует, что каждому, подозреваемому в том, что он не совершал, следует объявить (объяснить) себя».
На первый взгляд кажется, что р. Элеэзер заботится исключительно о подозреваемом, о его добром имени, которое может пострадать при отсутствии должного ответа, но, при более пристальном изучении, мы видим, что здесь есть дополнительный аспект, касающийся также того, кто подозревает. В случае, если подозреваемый не отведет от себя подозрения, он может стать причиной обвинения того, кто подозревает его в проступке «ложное обвинение» и, даже, привести того к физическому наказанию. Ведь мы учили, что «подозревающего людей честных наказывают физически».
Поэтому, вызывает восхищение и уважение скромный ответ Ханы, в котором скрыто немалое мужество и житейская мудрость, из которого мы можем выучить не только правила молитвы, но и правила подобающего поведения.
***
Описанное выше справедливо во все времена и для всех людей, однако их важность неизмеримо возрастает именно во время становления Мишкана, поскольку условием пребывания в нем Шехины являются доверительные связи и уважение между всеми частями народа. И выходит, что итог нашей истории заложен уже в самом ее начале. Именно факт представления подробного отчета, который делает Моше – «Вот исчисления (относительно) Мишкана, что были исчислены по велению Моше», создает доверительную атмосферу даже и в среде «проблематичных» частей народа, при этом весь народ в целом удостаивается присутствия Шехины – «Слава Господа наполняла скинию» (Шмот 40:38).