Держать свое слово | раздел Матот | рав Ханан Порат
по книге "Немного света" מעט מן האור
«Если кто-либо даст обет Господу или поклянется положить зарок на душу свою, то не лишит он силы слова своего; во всем, как вышло из уст его, исполнит» (Бемидбар 30:3).
В заповедях обетов и клятв, подробно изложенных в начале недельного раздела “Матот”, заключен совершено удивительный новый аспект, не встречающийся ранее ни в каких заповедях Торы.
Ведь совершенно очевидно, что все заповеди выражают волю Творца, устанавливающего разрешенные и запрещённые действия, тогда, как в истории с клятвами и обетами именно воля человека и является определяющим фактором.
Так человек, возлагающий на себя исполнение каких-то действий или, напротив, запрещающий к исполнению чего-то, что само о себе не запрещено Торой, тем самым превращает свои совершенно произвольные обеты и клятвы в заповеди и прегрешения, имеющие самый высокий статус нарушений – нарушений из Торы (мидеорайта – מדאורייתא). Что само по себе чрезвычайно удивительно – к чему Торе вообще вмешиваться в действия отдельного человека, которые тот совершенно произвольно взваливает на себя? Ведь Тора, словами мудрецов, уже выразила свое отношение к принятию человеком дополнительных ограничений, не указанных в самой Торе – “Разве не хватает тебе запрещенного Торой? И ты хочешь запретить себе еще дополнительные запреты?”.
Так почему же Тора считает необходимым обратить эти волюнтарные запреты индивидуума в запреты самой Торы (мидеорайта – מדאורייתא)?
Пустопорожняя болтовня – профанация Имени
Для того, чтобы понять эту ситуацию, мы должны принять за отправную точку предположение о том, что Тора вообще не соотносится с содержанием этих волюнтарных обетов и клятв и, по существу, все ее требование сводится к обязанности человека исполнить обещанное им и не нарушать того, что произнесено его устами.
Ключевым для понимания этого положения является слово “пустопорожнее” (не востребование, не исполнение) (לא יחל דברו) и нам следует попытаться понять возможные значения этого слова.
ОНКЕЛОС переводит это слово לא יחל как “не аннулирует“, но следует признать, что такой перевод не раскрывает полностью глубокий смысл, заключенный в этом выражении.
Отлично комментирует в этом месте РАШИ, идя по комментарию СИФРИ – «Это схожее со сказанным – не будет заниматься профанацией (Имени) – לא יחלל דברו». И действительно, похожее выражение мы находим в пророчестве Йехезкеля, 39:7: «…не (позволю) впредь оскорблять имя Святое Мое» – וְלֹא אַחֵל אֶת שֵׁם קָדְשִׁי. То есть, не будет добавлять профанации (оскорбления) Моего святого Имени к тому, что и так более, чем достаточно профанировано народами мира.
Тем самым Тора подчеркивает, что исходящее из уст человека свято и нарушение обещанного им уже само по себе является профанацией Имени, без связи с содержанием этого обещания.
При этом следует отметить, что у обетов и клятв есть особый стиль формулировки, чем и занимается подробно трактат НЕДАРИМ (обеты), но, тем не менее, всякое подробно озвученное обязательство, которое принимает на себя человек, несет в себе аспект обета.
И это, в виде образного примера, мы находим в трактате НЕДАРИМ (8:А): “Говорящий : встану поутру и поучу эту мишну или этот раздел, как будто-то дал настоящий обет (недер) Богу Израиля”.
И так же установлено в качестве hалахи в ШУЛЬХАН АРУХе – “и даже, если попусту (не задумываясь) сказал – “поучу” – принял на себя тем самым обет”.
И схожее с этим мы учим из трактата ШВУОТ тоже в ШУЛЬХАН АРУХе – “говорящий дважды в отношении чего-либо сделаю или не сделаю – это клятва и было в его намерении дать этим клятву”.
И мы тем самым видим два наглядных примера, подтверждающих нам установление обетов и клятв даже и выраженных современным нам языком.
“Чудесно оно речение уст”
“Чудесно оно речение уст, подобно молнии по быстроте и по своей разрушительной силе”, так пишет рав Кук в ОРОТ hа-КОДЕШ (О гни святости) и мы можем только добавить к этому – “Свято речение уст и свято обязательство, не подлежащее профанации (аннулированию)”.
И в свете сказанного становится понятным призыв царя Давида: “Кто взойдет на гору Бога и, кто установится на месте Святом? Незапятнанный руками и искренний сердцем, который не устремлял к пустому душу свою и не клялся, лукавя”.
Требования “чистоты рук” (не коррумпированности) и “чистоты сердца” (искренности намерений) достаточно очевидны, но как можно понять подчеркивание важности не произношения всуе Имени Бога и не принятия клятвы, лукавя, когда эти, последние, относятся не только к восходящим на Гору?
И следует предположить, что царь Давид подчеркивает, что тому, кто хочет взойти на Гору и, что более важно, установиться, то есть удержаться на продолжительное время в этом Месте Святом и не пасть, следует исполнять возложенные на себя обязательства и не отказываться от них. Тот, кто способен выполнять обещанное!
Верные люди (אנשי אמנה)
Недельный раздел “Матот” выпадает на одну из суббот 3-недельного траурного периода “бейн hа-мецарим”, в течении которого мы скорбим о разрушении Йерушалаима и Бейт hа-Микдаша (Храм).
Но недостаточно только скорбеть о трагических событиях прошлого! Нам следует внимательно всматриваться в эти события и постараться причины, к ним приведшие, поскольку только их исправление способно привести к изменению ситуации в будущем.
И вот, что удивительно – Гемара, перечисляя причины, приведшие к разрушению Йерушалаима, подчеркивает в трактате ШАББАТ (119:А) факт отсутствия в городе “верных людей” (אנשי אמנה): “Сказал Раба – Йерушалаим был разрушен именно по причине прекращения (пребывания в нем) верных людей”. И там же Гемара поясняет, что “верные люди” – это те, на речи которых можно положиться и в словах, которых правда…. Ведь Йерушалаим – “город правды”, не терпящий лжи, которая подрывает саму основу его существования.
Следуя за словами Гемары, пишет рав Гилель из Шклова в своей книге “Коль hа-тор” (Голос голубицы) от имена своего великого учителя Виленского Гаона о том, что путь к началу мессианского времени, “атхальта дегеула” (אתחלא דגאולה), выражается прежде всего в возвращении “верных людей” в Йерушалаим. И так он устанавливает практическое правило (галаха лемаасе): “Необходимо прежде всего установить (собрание) верных людей (аншей амана) во всей полноте в нашем святом Городе (Йерушалаиме), поскольку без этого не будет никакого значения нашим усилиям и трудам, не приведи Господь”.
Получается, что настоящее исправление разрушения Бейт hа-Микдаша выражается не только в постройке нового здания или нового района в городе, или нового поселения. Все это имеет первостепенное значение, однако нельзя нам ограничиваться только этим, а следует усердно трудиться над постройкой общества “верных людей”, в основе которого честные, искренние отношения и взаимное доверие. Общество, члены которого “люди правды” и речи которых не подлежат аннулированию. Слова истины в устах их, духовность выражает их внутреннюю сущность и, самое главное, – слово их верное!
матот