«Хороша та Земля очень, очень!» | раздел Шлах Леха | рав Ханан Порат
по книге "Немного света" מעט מן האור
В самом разгаре напряженного спора с десятью разведчиками Йеѓошуа и Калев разрывают на себе одежды (в знак траура и горя, при. пер.) и горестно стенают: «А Йеѓошуа, сын Нуна, и Калев, сын Йефуне, из высматривавших землю, разорвали одежды свои. И сказали они всей общине сынов Исраэля так: Земля, по которой прошли мы, чтобы высмотреть ее, хороша та земля чрезвычайно («очень, очень», досл.). Если благоволит к нам Господь, то приведет Он нас на эту землю, и даст Он нам землю, которая течет молоком и медом» (14:6-8).
Слова эти Йеѓошуа и Калева, «хороша та земля очень, очень», укрепляют нас с тех пор и до сегодняшнего дня против всех тех, кому опостылела Земля желанная и они оговаривают ее, возводя напраслину и распуская злые слухи.
***
Однако выражение, которое используют Йеѓошуа и Калев, – «очень, очень» требует более пристального рассмотрения. Какой смысл в этом удвоении? И разве недостаточно было бы сказать «очень» один раз? Мы видим, что из трех возможных вариантов превосходной степени в иврите – очень, весьма (хорошо очень) и чрезвычайно (очень, очень), они выбираю самую сильную степень «чрезвычайно («очень, очень», досл.).
И не стоит с пренебрежением относится к этому грамматическому факту, ведь даже сам Господь Бог дает при Сотворении мира оценку сотворенным, говоря «очень»: «И видел Б-г, что хорошо» (Берешит 1:10). А в день шестой, при окончании Сотворения мира, удостаивается сотворенный мир более высокой оценки «хорошо очень»: «И видел Б-г все, что Он создал, и вот хорошо очень» (там же 1:31). При этом оценка «очень, очень» уникальна и мы не находим ее нигде в Писании, кроме, как в нашем разделе. Этот требует объяснения – чем же так удостоилась Страна Израиль, получая столь высокую оценку?
Объясняет Нацив из Воложина (раби Нафтали-Цви-Йеуда бар Яаков Берлин, 1817-1893 гг., – глава Воложинской ешивы, один из духовных лидеров поколения) в своем комментарии «Ѓаэмэк давар»: «Действительно, есть много хороших стран в мире, однако, к добру, которое есть в этих странах привыкают и не ценят его. Одна, Земля Израиль “хороша очень” (меод, меод, ивр.) тем, что Всевышний «опекает» ее непрестанно и это проявляется в том, что связь с Ним ощущается здесь более наглядно, как наказание, совершающих зло, так и воздаяния для совершающих добро, как сказано: “Земля, которую Господь, Бог твой, взыскивает; непрестанно глаза Господа, Бога твоего, на ней от начала года и до конца года” (Дварим 11:12)». Поэтому, по комментарию Нацива, Йеѓошуа и Калев подчеркивают, что это качество Земли Израиль обязывает завладеть ее, исходя из верности Всевышнему и «прилепности» к Нему, так заканчивая свои слова: «Если благоволит к нам Господь, то приведет Он нас на эту землю, и даст Он нам землю…» (14:8).
«Очень, очень» – в двух мирах
Представляется интересным привести, наряду с важным комментарием Нацива о превосходстве Земли Израиль, мидраш из сборника «Тора Шлема» – «”Хороша та Земля очень, очень” – в двух мирах». Два мира, упоминаемые в этот мидраше – это, конечно, мир этот и мир будущий. Действительно, мы видим в разных источниках о связи двух миров, например, в мишна Пеа: «ВОТ ЗАПОВЕДИ, ПЛОДЫ исполнения КОТОРЫХ ЧЕЛОВЕК ПОЖИНАЕТ В ЭТОМ МИРЕ, А НАГРАДА за исполнение которых СОХРАНЯЕТСЯ ДЛЯ НЕГО В МИРЕ ГРЯДУЩЕМ» (1:1), но уникальность Земли Израиль заключается в том, что в ней эти два мира существуют без разделения одного от другого, и можно удостоиться проявления Божественного присутствия (Шехина, ивр.) на земле.
В Земле Израиль, в ее высшем проявлении, миры духовный и материальный не сражаются друг с другом, а дополняют друг друга, как об этом говорит рав Кук в книге «Орот ѓа–Тхия»: «Святость природы – это святость Земли Израиль. Шехина (Божественное присутствие) ушла (из Земли Израиль) в галут (рассеяние евреев в странах мира) вместе с сыновьями Израиль, давая им возможность противостоять в святости против природы тех стран. Однако, святость, сражающаяся с природой, не является полной. Идеальная, правильная ситуация, когда святость погружена своей высшей составляющей в святость, которая в природе. И это – основа исправления мира. Тогда святость рассеяния соединяется со святостью Страны, как сказано “В будущем молитвенные дома и дома учения, находящиеся в рассеяния, в Вавилоне (Бавель) соединятся с Землей Израиль” (Талмуд, трактат Мегила 29)».
Эти удивительные слова рава Кука с особой силой подчеркивают ту святость, которая находится в природе Земли Израиль, и открывают нам, что здесь, в желанной Земле праотцов, земля и небо касаются друг друга и оба мира встречаются здеь. Об этом и говорит стих «Хороша та Земля очень, очень».
Йеѓошуа и Калев в этом высказывании открывают нам “внутреннюю, связывающую точку” Земли Израиль, и обращают свои слова против остальных разведчиков, которые, как говорит мидраш, пытаются разнять между духовным верхнем миром и духовной жизнью здесь, на земле. И поэтому Писание дает столь высокую оценку уникальному подхода Калева к духовности и награждает его, говоря: «Но раба Моего, Калева, за то, что дух иной был при нем, и он исполнился (воли следовать) за Мною, его приведу Я на землю, куда он ходил, и его потомство овладеет ею» (Бемидбар 14:24).
Поэтому только тот, кто провозглашает «Хороша та Земля очень, очень» удостаивается увидеть при жизни оба мира в желанной Земле праотцов – «…и тем самым умножит духовность во всех мирах» (из молитвы после Счета омера).