Открытие уст ослицы относится к таким замечательным чудесам Писания, которые мудрецы настолько превозносили, что даже причисляли к тем удивительным творениям, которые были созданы в сумерки, накануне первой субботы в шесть дней Сотворения мира (тр. Авот 5:6).
Каково же было значение и предназначение этого чуда? При этом следует учесть, что, по мнению мудрецов, чудесные явления не происходили лишь с тем, чтобы показать удивительные деяния Творца, а имели четкое функциональное значение: «Не совершает Святой, Благословен Он, чудеса “просто так”».
Именно исходя из этой точки зрения, нам следует понять, почему же удостоил Всевышний ослицу Билама (Валаамова ослица) увидеть ангела и открыл ей уста для укоров своего хозяина. Ведь, в конце концов, Всевышний был вынужден открыть глаза самому Биламу, чтобы тот убедился в присутствии ангела, стоящего перед ним и можно было изначально показать Биламу ангела, без «посредничества» ослицы!
Для того, чтобы понять сложную нравоучительную линию, скрытую в рассказе об ослице, нам следует предварительно разобраться с принципиальным вопросом, стоящим в центре этого сюжета.
С одной стороны, еще предварительно вечером Всевышний говорит Биламу: «Если звать тебя пришли люди, встань, иди с ними…» (22:20), с другой стороны, почему же после этого Писание говорит: «И воспылал гнев Божий на то, что идет он…» (22:22)?
Рамбан объясняет это противоречие, говоря, что причина гнева Всевышнего заключается в том, что Билам скрывает от посланников Балака Его запрет проклясть Израиль: «Билам по причине сильного желания идти с ними не сообщил им этого, и встал на рассвете, и оседлал свою ослицу, стремясь исполнить их желание. И было в этом пренебрежение словом Бога, поскольку его соглашение идти с ними создавало видимость для окружающих, как будто Он дал ему разрешение проклясть Свой народ».
Нет сомнение, что, скрывая от посланников Балака волю Всевышнего, Билам вводит их в заблуждение, но разве в его желании узнать волю Всевышнего есть что–то постыдное? Рамбан так не считает: «И он делает правильно, поскольку откуда ему знать желание Всевышнего, Который укажет ему на его грехи на пути его и сообщит ему, что сказать посланникам».
Животный инстинкт
Однако рабби Ицхак Арама не считает так и в своем комментарии «Акедат Ицхак» возражает Рамбану: «Обязан был Билам не спрашивать Всевышнего, а должен был сам ответить посланникам Балака: “Не дай мне Бог навести порчу на народ Его! Однако он не поступил так, а, ведомый своей корыстью соглашается спросить Отца, готов ли тот побить сына Своего”».
В свете этого комментария становятся более понятными те «сигналы», которые посылаются Биламу посредством ослицы. Ангел, посланный сбить его с пути, по-существу, является ангелом милосердия, как это объясняет Раши: «Желал он воспрепятствовать ему согрешить и погибнуть вследствие этого». Но Билам, охваченный стремлением проклясть Израиль, не обращает на него внимание и мчится, позабыв обо всем.
Но ослица, в отличии от него, чувствует своим животным инстинктом недоброе и даже неважно, видела ли она воочию ангела или только чувствовала его пугающее присутствие, однако страх перед дорогой, ведущей к гибели, обуял ее, она валится на дорогу, отказываясь идти вперед и ревет голос человеческим или ослиным – «Не пойду!».
«Научающий нас больше скота земного»
Из истории с ослицей Билама мы видим, насколько уникальна примитивно–естественная интуиции животных, способных, зачастую, научать людей, перегруженных интеллектуально сложным, психологически восприятием видеть скрытое от них и открытое для животных. И, по-видимому, это и является причиной того, что Всевышний открывает уста ослицы.
Об этом же и говорит один из друзей Йова, Элиѓу Бузи (Йов 35:11): «Научающий нас больше скота земного, и вразумляющий нас больше небесных птиц».
Иногда, Всевышний вразумляет нас, принуждая вглядываться в поведение окружающих нас животных на земле и птиц в небе, как об этом говорит пророк Йермияѓу, пытаясь увещевать Израиль: «Даже аист в небесах знает сроки свои, и горлица, и ласточка, и журавль – время прилета своего, а народ Мой не знает закона Господня. Как можете вы говорить: “мы мудрецы и Тора Господня с нами”? А вот, – исказило ее лживое перо писцов» (8:7–8).
Насколько поучительны эти слова Йермияѓу, объясняющего то, что зачастую мы видим в нашей жизни, когда образованные и, даже, сведущие в Торе люди, в силу своей постоянной погруженности в тонкости обсуждения законов и постоянных дебатов не способны увидеть вещи простые и очевидные, идущие подобные Биламу за побуждениями сердца и не видящих то, что увидела ослица Билама своим естественным чутьем.
***
Особой способности животных чувствовать происходящее так, как люди не в состоянии почувствовать, посвящает свою статью рав Хаим Шмулевич, глава йешивы Мир (знаменитая йешива, которая была основана в XIX в. в местечке под названием Мир в Российской империи (сегодня — на территории Беларуси) и стала одной из самых крупных и сильных йешив), из которой мы приведем два примера.
Первый – из трактата Бава Кама (70Б): «Если собаки воют – ангел смерти пришел в город, если собаки резвятся – пророк Элияѓу пришел в город».
Второй – из трактата Брахот (10Б), рассматривающий историю Элиши и женщины-шунамитянки (Млахим II гл. 4). Гемара удивляется описанию Элиши, которое дает женщина: «Вот, теперь я знаю, что человек Божий, который постоянно проходит мимо нас, святой он» – откуда она знает, что он святой? И отвечает – поскольку не видела ни одной мухи рядом с его столом.
Спрашивает, не без юмора, рав Шмулевич: «А откуда же мухи-то сами знали, что человек этот святой?» И ответ его удивляет своей простотой – «Поскольку такова природа животного мира, которая позволяет им ощущать то, что человеку не дано».
«Стоит смотреть, как поступает народ»
Возможно, что из этого рассмотрения разницы в ощущениях между человеком и животным миром следует дополнительное соображение. Нам следует принять во внимание, что также, как существуют животные с обостренным чувством восприятия, который отсутствует у человека развитого и интеллектуального, также и среди самих людей существует глубокая разница в способности к восприятию вещей. И оказывается, что зачастую именно люди простые наделены здоровым чувством правильной оценки ситуации и выбором правильного пути, тогда, как люди просвещенные и интеллектуалы способны ошибаться.
Именно эту точку зрения освещает рав Кук в своей книги «Орот ѓа–Кодеш» (Огни святости): «Интеллектуалы считают, что они могут совершенно отмежеваться от народа. Однако в этом заключается их принципиальная ошибка не признавать, что во многих простых людях существуют замечательные природные возможности интуитивного понимания вещей, не испорченные культурными или интеллектуальными наслоениями. Здоровое чувство правильного понимания вещей заложено во многих простых людях, в отличии от многих-многих интеллектуалов…»
И это то, что не раз отмечали наши мудрецы – «Стоит тебе присмотреться к тому, как ведет себя простой народ».