Как установить прочный мир? | раздел Бехукотай | рав Ханан Порат
по книге "Немного света" מעט מן האור
В начале раздела Бехукотай Тора описывает идеалистическую картину, которой удостоится народ Израиля, если будет следовать путям Всевышнего: “Если в законах Моих ходить будете и заповеди Мои соблюдать и исполнять их… И дам мир на земле, и (когда) ляжете, ничто (вас) не потревожит. И устраню Я зверя хищного с земли, и меч не пройдет по земле вашей.” (Ваикра 26:3-6). Перед нами как будто картина полной идиллии – мир и спокойствие, нет войн. Однако уже в следующем стихе мы читаем: “И будете вы преследовать врагов своих и падут они от меча вашего” (26:7). Это, конечно, тоже обнадеживающее сообщение, однако напрашивается вопрос: “О каком же мире говорится в предыдущих стихах?” И как это соотносится с долгожданной вестью пророка Йешаягу о мире без войн, без вражды и всеобщем примерении: “И перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать” (2:4). Вопрос этот не является чисто риторическим, ведь мы понимаем, что есть разница между обещанием о победе над врагами и обещанием полного мира, вообще без врагов. Ведь уже сказано было о праотце нашем Яакове, готовящемся к встрече со своим братом Эсавом: “И устрашился Яаков очень, и тяжко стало ему. ” (Брешит 32:8). И объяснили это мудрецы так: “Устрашился – быть убитым, тяжко стало ему – убивать других”. И мы, потомки Яакова, следующие его путем, также не желаем ни быть убитыми, ни убивать других. Мира без войн мы хотим!
Мир с народами начинается с мира в доме
Рамбан в своем комментарии к Торе рассматривает заданный выше вопрос и дает два глубоких ответа, представляющих собой цельное мировоззрение.
Первый ответ: “И дам я мир в земле” – воцарение мира между вами и не будете воевать друг с другом. Земля здесь – это Страна Израиль и смысл сказанного “мир в земле” в мире между евреями, в отсутствии междоусобных войн.
Второй ответ: состояние мира будет заключаться в том, что даже, если случится война, то она будет вестись на территории врага, а не на вашей земле – Земле Израиль.
Тора здесь подчеркивает, что даже в ситуации, когда мир объят войной, как сказано “Ибо вот, тьма покроет землю и мрак народы” (Йешаягу 60:2), тем не менее, народ Израиль сможет пребывать безопасно в своей Стране. То есть, несмотря на то, что народ находится в состоянии боевой готовности, его меч обращен на врага, а не в сторону междуусобной войны, а в состоянии войны боевые действия происходят не в Стране, а на территории врага.
Такая ситуация может называться “миром” хотя, конечно, она и далека от выраженного пророком Йешаягу идеалом – “перуют мечи на оралы” и возможно, что она и представляет тот необходимый фундамент “национального примирения”, на котором можно построить “примирение с народами”.
Мы видим, насколько актуальны эти соображения для нашего поколения, в котором многие, обуянные страстным стремлением к “миру во всем мире” впадают в совершенную оторванность от реалий жизни, теряя всякую связь с национальным самосознанием, национальной гордостью и безопасностью, без которых невозможно построение настоящего мира.
“Просите мира для Йерушалаима”
Вспоминаю прошедшие годы, те дни, когда мы вернулись после Шестидневной войны на просторы Земл Израиль и освобожденного, объединенного Иерусалима. Тогда мы удостоились воочию увидеть, как сбывается на наших глазах, несмотря на вихри яростных сражений, пророческое послание: “И дам Я мир на Землю Израиль”.
Невозможно забыть ту удивительную атмосферу, которая предшествовала началу войны: охватившее всех ощущение общности судьбы и единого предназначения всего народа, вставшего во весь рост на напавшего врага, все, как один с единым сердцем без деления на религиозных и секулярных, правых и левых, сефардов и ашкеназов с необыкновенной любовью и преданностью в сердце каждого. Не забудем и мужество бойцов и командиров, которые осененные Божьей милостью отбросили наступпвшего врага и перенесли сражения на его территорию, уничтожили его самолеты на их базах и шнали врага до берегов Иордана и пустыни Синай, высот горы Хермон и Голанских высот.