Тихая революция праотца Ицхака | Раздел Toлдот
по книге "Немного света" рав Ханан Порат
«И молил (ваеатер) Ицхак Господа в виду жены своей, ибо бесплодна она; и внял его мольбе Господь, и зачала Ривка жена его» (Берешит 25:21).
Какой смысл несет это уникальное слово «ваеатер»? Конечно, имеется в виду выражение усердной, ревностной молитвы, как это и переводит Онкелос – «Много и неотступно молился». Но почему же тогда не сказано по-простому «ваитпалел» – молился? И представляется, что использование такого редкого слова «ваеатер» призвано подчеркнуть здесь выражение особенной молитвы, когда молящийся просит, призывает – «подает апелляцию», как мы бы сказали сегодня (в современном иврите עתירה «атира» – апелляция).
Какая связь между «ранами от любящего и поцелуями врага»?
Но, тем не менее, следует более подробно рассмотреть в чем же заключается здесь особый характер этого обращения, «апелляции». И так объясняет Раши: «И утверждаю я, что слово עתר (атар), обращался, всегда означает страстно просить, умолять и делать это многократно, как сказано «поцелуи (многочисленные) врага» (Мишлей 27:6).
Но, если мы следуем этому объяснению, то как понимать сказанное далее «и внял (ваеатер) его мольбе Господь», когда упоминается тот же глагол атар? Только как повторное использование слова атар?
И, может быть, более пристальный разбор стиха из Мишлей, который приводит Раши даст нам дополнительное объяснение: «Полезны раны от любящего, и (противоположны) лживы поцелуи врага» (Мишлей 27:6). Несомненно, в этом стихе есть противопоставление второй части стиха первой. Раны от любящего, несмотря на их болезненность, – полезны (правдивы), в то время, как поцелуи врага, несмотря на кажущуюся сладость – лживы. То есть раны от любящего правдивы, а поцелуи врага – лживы. И для противопоставления первого второму используется уже известное нам слово נעתורות неетарот, несующее здесь смысл «напротив, противоположны». И, возвращаясь к разбираемому нами стиху, здесь прошение, «подача апелляции» несет смысл просьбы, стремящейся изменить ситуацию на противоположную и отменить вынесенное ранее решение – то есть здесь суть молитвы Ицхака в «перевороте» ситуации.
И как замечательны слова мудрецов, относящие слово «атар» к веялке, вилам: «Сказал рав Ицхак – почему молитва праведников уподобляется слову «атар» – веялка, вилы? Сказать тебе – подобно вилам, переворачивающим пшеницу на гумне с места на (другое) место, так и молитва праведников «переворачивает» меру суда Всевышнего к мере милосердия» (Трактат Йевамот 64).
И подобно этому пишет рав Кук в книге «Мусар ѓа-Кодеш»: «Молитва распространяет силу желания. И все силы души усиливаются, переходя все границы, и желание к добру распространяется, облекаясь в реальные дела. Молитва – это реальное действие, как любое реальное действие в физическом мире, результаты которого ощутимы. Молитва же праведников осуществляет великий переворот в ценностях всего мира, подобно тем вилам, которые переворачивают пшеницу на гумне».
Праотец наш Ицхак, с первого взгляда покорный и пассивный, на самом деле является «великим революционером», молитва которого, тихая революция, набирающая силу, преданно и постоянно в течении 20 лет пока она не приносит долгожданный результат – «и зачала Ривка жена его».
Ицхак, выходящий в поле размышлять и молиться, в течении всей своей жизни предан Земле Израиль, и от нее же он получил урок тайны «мужества терпения» сеющего и сажающего, терпеливо ожидающего созревания своего урожая и никогда не отчаивающегося – «Идет и плачет несущий суму с семенами, придет с песней несущий снопы свои» (Теѓилим 126:6).