Праотец Авраам – основоположник Еврейского национального фонда | Раздел Хаей Сара
по книге "Немного света" рав Ханан Порат
«Чтобы он дал мне пещеру Махпела, которая у него, которая на краю поля его; за полную (цену) серебром пусть даст ее мне среди вас во владение погребальное» (Берешит 23:9).
Божественное повеление о восхождении в Землю Израиль – это первый указ для первого еврея, который представляет собой отправную точку в грандиозном проекте создании избранного народа и избавлении всего человечества, как говорит рав Кук: «Все благо мира берет начало в Земле Израиль» (Орот ѓа-Тхия). Но само по себе восхождение в Землю еще не является достаточным условием для ее надежного владения, ведь возможно быть кочевником в Земле и даже оставить ее в голодные времена.
И тогда уже необходима вторая заповедь сионизма, которая и является залогом постоянного проживания в Земле: приобретение земельного участка!
Основы этой важнейшей заповеди, в исполнении которой самоотверженно участвовали основатели Еврейского национального фонда, Керен каемет ле-Исраэль[1], Авраѓам Менахем-Мендл Усышкин, Нахум Соколов и Йеѓошуа Хенкин, заложены в нашем недельном разделе, в рассказе о приобретении первого земельного участка в истории еврейского народа – гробнице Патриархов в Хевроне (Маарат Ѓамахпела).
Место захоронения и место жизни
И вот удивительный факт – Авраѓам уже исходил Землю Израиль вдоль и поперек в течении 62 лет, ставит шатры во многих местах Земли, строит жертвенники, выкапывает колодцы и при этом все еще не удостоился найти место отдохновения и купить для себя земельный надел – до смерти своей жены Сары!
Можно предположить, что купля земельного участка в те времена представляла собой непосильную задачу, поскольку местное население фанатично оберегало свои земли и не было склонно продавать их чужакам. И мы можем найти подтверждение тому в затянувшемся торге о покупке с хитицами.
При всем уважении к Авраѓаму, к которому они обращаются «Князь Божий ты среди нас», на его просьбу «Дайте мне владение погребальное» они отвечают – «В лучших погребальнях наших погреби твою умершую, никто из нас погребальни своей не заградит от тебя, от погребения умершей твоей».
То есть, мы готовы поделиться с тобой и дать тебе место для могилы среди наших могил, но отдельный участок для погребения – это уже слишком.
В конце концов, Авраѓам удостаивается после затяжного и утомительного торга выкупить Маарат Ѓамахпела за огромную по тем временам сумму в «четыреста шекелей серебра, (что) в ходу у торговца». Однако он не удовлетворяется покупкой только участка для гробницы, а прилагает усилия и платит сполна, чтобы выкупить «поле и пещеру, которая на нем, и всякое дерево, которое на поле, что во всех пределах его вокруг». Что учит нас, что теперь не только место для погребения будет здесь, но и место проживания, поле и сад – место для жизни!
Пришелец и житель
Обращаясь к сынам Хета, так говорит Авраѓам: «Пришелец и житель я с вами». Раши, следуя за мидрашом Берешит Раба комментирует это так: «Если согласитесь, то я как пришелец буду у вас, а если нет – то буду жителем и возьму по полагающемуся мне праву, ведь сказал мне Всевышний – “потомству твоему отдам Я землю эту”».
Понятно, что такое объяснение, конечно, не пшат (простой смысл), поскольку на то время Авраѓам был на уровне индивидуума и время захвата Земли еще не пришло. И, конечно, существует ясная разница между захватом, осуществляемым народом, и приобретением индивидуума, но, тем не менее, мидраш здесь подчеркивает правду историческую и идейную о том, что существуют две опции освобождения Земли (геулат ѓа-Арец) – одна, в виде постепенного процесса выкупа и удержания земель, дунам за дунамом (мера площади, прим. переводчика), как это и осуществлял Еврейский национальный фонд (Керен каемет ле-Исраэль) с начала прошлого века, и вторая, посредством захвата земель в результате военных действий. При этом третья опция – отказ и отдача Земли не существует, потому, что сам Всевышний утвердил: «потомству твоему отдам Я землю эту».
С тех времен и до наших дней эти две опции сопровождают нашу историю. Иногда, в качестве противоположных путей, а иногда, и как дополняющие друг друга.
Так и во время возвращения народа на Землю в наше время (шиват Цион) сторонники этих двух подходов доказывали свою правоту другой стороне – организация Керен каемет ле-Исраэль, следовавшая принципу «дунам за дунамом», и движение ревизионистов (З. Жаботинский, прим. переводчика), которое требовало захват и владение землей военной силой.
Национальный поэт Ури Цви Гринберг опубликовал во времена арабских погромов в Земле Израиль 1936-37 гг. («Большой арабский мятеж») гневное стихотворение «ИСТИНА ОДНА» (перевод Михаила Польского):
Учители народа говорят:
Купи себе Завета землю в жёны, воткни в неё мотыгу и владей.
А я вам говорю – Земля – не продажная женщина. Она не продаётся.
Той мотыгой купившего её зароют в ней.
Господство завоёвывают кровью. И только так становится святыней земля.
И так брачуется с землёю народ.
Кто шёл в крови по полю боя, достоин по нему идти с сохою.
Но говорю – закон для всех один – как солнце или Иерусалим.
Неоспоримо, неопровержимо дошёл от Моисея и Навина до нас.
И вот – от Нила до Евфрата, от Средиземья до Моава гор восстанут львы,
приблизят час расплаты, и в битве от восхода до заката вернут господство и сотрут позор.
Несмотря на поэтическую мощь стихов Ури Цви Гринберга, тем не менее, следует отметить, что его слова не выдерживают проверки ни первоисточниками, ни историческими фактами, ни идеологией практического сионизма. Мы следуем за нашими учителями, учивших нас, что «Земля Израиль приобретается за деньги». И это не только Герман Шапира, российский раввин и математик, который первым предложил создать Еврейский национальный фонд, Керен Каемет ле-Исраэль, и Менахем Усышкин, который возглавил Еврейский национальный фонд в 1923 году и в качестве его директора координировал покупку земель в Палестине, но и наши праотцы – Авраѓам, покупающий Маарат Ѓамахпела в Хеврон, его сын Ицхак-земледелец, который пашет и сеет в Земле Израиль, и Яаков, его внук, покупающий поле при входе в Шхем.
Да, действительно, существуют периоды в истории, когда недостаточно приобретения земли за деньги или ее возделывания плугом, а есть необходимость сражаться за Землю Израиль. И так было в Шестидневную войну и в войну Судного дня, так происходит и в наши дни.
Но именно история этих войн подтверждает насколько наличие еврейских поселений служило ключевым моментом в формировании границ и, зачастую, «там, где пролегала последняя борозда, там и определялась граница государства».
Силой руки или силой купчей?
Насколько впечатляющими являются слова Виленского Гаона, приведенные в книге «Коль ѓа-Тор» (Голос голубицы) под заголовком – «Право на владение и захват в конце дней»: «Начало Геулы (освобождения), происходящее в наши дни, должно происходить двумя путями – путем Эзры и Нехемии и путем Йеѓошуа, которые в совокупности осуществляют сказанное «овладеете вы ею и будете жить на ней» (Дварим 11:31). И так объяснили в Гемаре Кидушин 26 – «Как вы овладеете Землей? Тем, что будете проживать на ней!». И отсюда прямая отсылка на земли, которые приобретаются покупкой. Однако Сифри комментирует этот стих «овладеете вы ею и будете жить на ней» по-другому – «будете проживать, поскольку унаследуете (завоюете) ее».
И нам может показаться на первый взгляд, что эти два толкования противоречат друг другу – первый утверждает, что проживание является условием наследования, тогда как второй говорит, что наследование является условием проживания. И именно об этом говорится в книге «Коль ѓа-Тор»: «Временами – купчей (покупкой) путем Эзры и Нехемии, дающей возможность строить и сажать, а временами – силой путем Йеѓошуа ведением заповеданной войны (милхемет мицва)». То есть, оба эти пути – «сила руки и сила купчей» совокупно представляют собой единый правильный путь в освобождении Земли (геулат ѓа-Арец).
И велика заслуга тех, кто следуют путем праотцов, осуществляя на деле сказанное – «Деяние отцов – пример (для действия) их потомков»!
[1] ЕВРЕ́ЙСКИЙ НАЦИОНА́ЛЬНЫЙ ФОНД (на иврите קֶרֶן קַיֶּמֶת לְיִשְׂרָאֵל — קק״ל, Керен каемет ле-Исраэль), фонд сионистского движения для приобретения и освоения земли в Эрец-Исраэль. Основан 29 декабря 1901 г. на 5-м Сионистском конгрессе в Базеле и до создания Керен ха-иесод был единственным финансовым органом Сионистской организации.
Подробно – https://eleven.co.il/zionism/parties-institutions/11516/