Теория воздаяния – исполнять их сегодня, а получать вознаграждение в будущем | Недельный раздел Экев, рав Ханан Порат
по книге "Немного света" מעט מן האור
Недельный раздел ЭКЕВ начинается с описания ожидаемой награды для тех, кто идет путями Бога:
«И будет: за то, что будете слушать правопорядки эти и соблюдать, и исполнять их, хранить будет Господь, Б-г твой, для тебя завет и милость, о чем Он клялся отцам твоим. 13. И Он любить будет тебя и благословит тебя, и умножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, твой хлеб и твое вино, и твой елей, приплод твоих быков и богатство твоих отар на земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе…» (Второзаконие 7:12-13)
Сама концепция «учения о вознаграждении» — согласно которой «Творец, да будет благословенно Имя Его, награждает тех, кто соблюдает Его заповеди, и наказывает тех, кто нарушает Его заповеди» (Рамбам — 13 принципов), встречается многократно в Писании, но здесь Тора выбирает совсем необычное выражение, чтобы указать на связь между праведным поступком и последующей наградой: «И будет: за то, что будете слушать…», и весь наш недельный раздел получает свое название по открывающему его служебному выражению — “за то, что “.
Обычное значение слова экев на иврите — «из-за», «потому что», как сказано (Берешит 26:5): «За то, что слушал Авраѓам голоса Моего» (Рамбан).
Однако, все же остается непонятно, почему Тора употребила это особое выражение, а не написала просто: «И будет, если (им) вы услышите эти приговоры…», как сказано в конце нашего раздела: «И будет, если (им) внимать будете заповедям Моим…” (11:13)?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны проследить этимологию слова экев: Раши, следуя мидрашу Танхума, объясняет так:
“«И будет: за то, что (экев) будете слушать…» — это легкие (для исполнения) заповеди, которые человек склонен топтать пятами своих ног” (экев на иврите означает также и пяту ноги).
Хотя очевидно, что такое толкование выходит за рамки пшата (прямого понимания текста, которого обычно придерживается Раши), мы учим из него, что слово экев интерпретировалось мудрецами и как выражение пяты ноги человека. Действительно, так и Ибн Эзра придерживается этой линии и вот его слова: «Экев — подобно сказанному в Псалмах — לעולם ־ עקב леолам экев «навек, до конца» (Пс. 119:112), т. е. — награда в конце».
И Рамбан поясняет его слова: «Потому, что язык Писания использует слово ‘ראש’ (рош) – «голова» для выражения начало всего, тогда, как конец всего — ‘עקב’ (экев) – «пята». И это метафорическое использование в языке Писания человеческих качеств (антропоморфизм), когда в нем употребляется «голова» — как начало, а «пята» — как последнее и конец.
И мы видим, что из слов Рамбана следует, что значение слова экев состоит в том, что в конце концов, в «пяте» событий придет награда.
Зачем же идти окружной дорогой?
Но и сам Рамбан не удовлетворяется этим толкованием и приводит в подтверждение толкование Онкелоса, дающего дополнительное толкование слову экев (пята) как экеф – кружение, обход. При этом, он высказывает интересную лингвистическую гипотезу – пята связана с кружением, обходом, поскольку она имеет закруглённую форму и таков же язык мудрецов, «косвенно» вращающийся и идущий кругами.
Однако кажется, что оба значения могут быть связаны и противоположным образом, чем у Рамбана: не пята ноги называется по имени хождения вокруг, а напротив путь кривой, непрямой называется именем пяты ноги, который следует по следам стоп, как сказано в Песне Песней (1, 8): «Иди по пятам стада». И так же и в нашем разделе «И будет: за то, что будете слушать…» — означает: «И будет: по следам (стопам) того, что будете слушать…».
В любом случае, помимо различных языковых ассоциаций, необходимо подчеркнуть общий знаменатель интерпретаций Ибн Эзры и Рамбана — в обоих подчеркивается тот факт, что награда дается не прямо «здесь и сейчас», а приходит «кружным путем»: в конце (Ибн Эзра) и кружным путем (Рамбан), и эта точка зрение сама по себе содержит глубокое послание, содержащееся в слове экев — «пята».
То есть, Тора стремится разъяснить нам, что действительно награда за исполнение заповедей обязательно наступит, но нам не следует ожидать, что она придет немедленно и мы должны терпеливо ждать, получая ее косвенным и продолжительным (кружным) путем.
Но почему же, должно быть так? И разве нет у Бога возможности отблагодарить любящих его здесь и сейчас?
Более того: не приведет ли длительная задержка в получении вознаграждения или наказания к сомнению в том, что они вообще существуют? Как сказано в книге Коѓелет (8:11): «От того, что свершается суд над злыми делами не скоро, сердца людские полны злых замыслов.»
Выполняй их сегодня!
На трудные вопросы нам не следует искать отговорки, а постараться найти ответы, зачастую непростые, вытекающие из сущности этих самих непростых вопросов. И здесь необходимо выяснить, каким образом выводится эта «пяточная-окружная дорожа» из таящихся в Торе представлений об учении о награде и возмездии.
«Теория воздаяния» сама по себе честна и правильна и ее главная цель — научить нас тому, что наш мир «не бесхозный» — в нем есть Закон и в нем есть Судья, как сказано: «Он воздает человеку за доброту по деянию его и наказывает злом по злодейству его».
Однако, проблема здесь заключается в том, что такая доктрина вознаграждения-возмездия может заставить людей исполнять волю Бога только из-за страха перед наказанием или из-за желания получить награду. В противном случае, всякая мотивация служить Богу «во имя Небес» будет отодвинута на второй план, и все люди будут вести себя словно маленькие дети, ожидающие немедленного удовлетворения.
Поэтому, для того, чтобы наделить человека возможностью достичь высокого уровня выполнения заповедей «во имя Небес», а не «для того, чтобы получить награду» (Поучения Отцов 1:3), необходимо было отсрочить получение награды или наказания и дать их впоследствии непрямым, а «окружным путем». Как и толкуем мидраш Танхума начало нашего раздела, цитируя Мишлей (5:6): «Чтобы не проторела она путь жизни, стези ее блуждают, не узнаешь их.» Рабби Аха сказал от имени рабби Аба бар Каѓана: «Отправил Всевышний награду за заповеди “кружить” по миру для того, чтобы евреи, исполняли заповеди бескорыстно (от себя)». (Здесь игра слов: мшелам «платящий» и «от себя»).
***
И представляется, что мы видим здесь соединительную линию между недельными разделами Ваэтханан и Экев — в конце раздела Ваэтханан сказано: «И соблюдай заповедь и законы, и правопорядки, которые заповедую тебе: сегодня исполнять их». И мудрецы истолковали так: сегодня — исполнять их, а не завтра исполнять их. А раздел Экев начинается со слов «И будет: за то, что (экев) будете слушать правопорядки эти и соблюдать, и исполнять их…». То есть — исполнять их сегодня, а получать вознаграждение в будущем, непрямым путем.
Нет никого, кто бы мог лучше сформулировать эти слова более ясным и острым языком, чем Маймонид в конце законов Тшувы (10, 2): «Тот, кто служит (Всевышнему) из любви, занимается Торой и заповедями и ходит путями мудрости не из-за чего-либо в этом мире! Не из-за боязни наказания и не для того, чтобы наследовать добро, а исполняет истинное, потому что она и есть истина, и добро в конце приходит из-за нее.
Ekev_he
Великолепно!