Каков же будет его конец? | Раздел Ки Теце, рав Ханан Порат
по книге "Немного света" מעט מן האור
Раздел «Ки Теце» содержит многочисленны заповеди, более чем в любом другом разделе в Торе и охватывает весь спектр жизни человека: заповеди, связанные с отношениями между человеком и Богом, отношениями между человеком и его ближним, отношениями между индивидуумом и народом, мужем и женой.
В начале раздела мы знакомимся с тремя «болезненными» историями, которые, по мнению мудрецов, связаны одна с другой: первая -«красивая пленница» (эшет яфат тоар), вторая — «любимая жена и нелюбимая» и третья — «сын-негодяй» (бен сорер у-море). Среди них самой сложной является история непокорного и упрямого сына, конец которой ужасен: «и побьют его все люди его города камнями — и он умрет» (Дварим 21:21).
И хотя мы находим слабое утешение в словах мудрецов о том, что «упрямого и непокорного сына не было и не будет, но изучение этой теоретической ситуации важно» (Санѓедрин 71а), тем не менее, эта трагическая история имеет горький привкус и нам достаточно трудно понять, какой реальный смысл она имеет для нас, и почему нам стоит заниматься и обсуждать то, что не существовало и не будет и в будущем.
«Пусть умрет праведником, а не умрет виновным»
Исходная точка нашего обсуждения заключена в принципиальном вопросе: за что же был вынесен смертный приговор непокорному и упрямому сыну? За то, что он украл деньги у родителей, нажрался и напился ему полагается побиение камнями? И вот, как мудрецы отвечали на этот вопрос: «Сыну непокорному и упрямому выносят смертный приговор, предвидя преступления, которые он способен совершить в будущем – разорит своих родителей, забирая у них деньги для удовлетворения своих непомерных расходов и, растратя все, выйдет на большую дорогу, грабя прохожих. И Тора говорит: пусть умрет праведником, а не умрет виновным (Раши на 21:18, в соответствии с Гемарой в тр. Санѓедрин 72).
Именно эта траектория падения, заранее определяющая точки падения по ней, проясняет сказанное мудрецам, что «сын бунтующий и упрямый не был и не будет», так как утверждение, что, начав с обжорства и пьянства дойдет до разбоя и убийства, представляется далекой от действительности и, соответственно, не оправдывающее превентивную смертную казнь. Однако, сам принцип утверждающий, что нам следует рассматривать человека по его делам сегодня, исходя из того, какой потенциал заключен в них для его поступков в будущем, требует серьезного и глубокого анализа.
***
Рав Элияѓу Мизрахи, выдающийся толкователь Раши, рассматривает этот вопрос, сравнивая его с высказываниями Раши, касательно другого случая, а именно в истории с Ишмаэлем, когда тот находится на грани смерти от жажды в пустыне — «И услышал Б-г голос отрока, и воззвал ангел Божий к Агарь с небес и сказал ей: Что тебе, Агарь? Не страшись, ибо услышал Бог голос отрока там, где он сейчас» (Брейшит 21:17). И вот его слова: «Раши объясняет выражение » там, где он сейчас» (беашер ѓу шам), основываясь на Гемаре в тр. Рош Ѓашана 16Б), так: «согласно его делам сейчас он судим, а не за его поступки в будущем. И тогда ангелы служения обвиняют и говорят: «Господь мира, тому, кто в будущем будет убивать Твоих сыновей жаждой, Ты доставишь ему колодец?» И Он отвечает им: «А сейчас, кто он — праведник или грешник?» Сказали ему: «Праведник!» Он сказал им: «По его делам сейчас сужу Я его». И в этом смысл сказанного: «там, где он сейчас».
Рав Элияѓу Мизрахи усматривает здесь трудность и спрашивает: «Не возникает ли здесь противоречие между судьбой сына, «бунтующего и упрямого», судимого по своей деятельности в будущем, и Ишмаэлем, который судится по его деятельности сейчас?» И его ответ таков: «Ишмаэль отличается от сына «упрямого и буйного» тем, что он в настоящий момент не умертвляет жаждой сыновей Израиля и даже не помышляет об этом, тогда как сын «упрямый и буйный» уже идет к своему смертному греху, разоряя своих родителей, забирая у них деньги для удовлетворения своих непомерных расходов и, растратя все, выйдет на большую дорогу грабить и убивать прохожих.
У каждого человека есть свое «там, где он сейчас».
Хорошо сформулировал воспитательный вывод из слов рава Элияѓу Мизрахи рав Хаим Голдвейхт ז»ל, руководитель ешивы Керем бе-Явне, в драше, которую он обычно произносил в преддверии Десяти дней раскаяния. И так он говорил:
«Вопрос, стоящий перед каждым человеком, заключается в том, где находится его «там, где он сейчас». Является ли он сыном «упрямым и буйным», чье зло развивается внутри него подобно сказанному «корень, плодящий яд и полынь» (Дварим 29:17), или он, как Ишмаэль, брошенный на гибель в пустыне и кричащий к Господу из глубин своего сердца? И тогда, даже если он потерпит неудачу в своем поведении в будущем, его судят по его делам сегодня. И в этом глубокий смысл чтения отрывка «Ишмаэль» в чтении Торы на Рош Ѓашана, чтобы показать всем живущим, что можно начать новую страницу «в том месте, где ты сейчас».
Как замечательны эти слова, которые настолько актуальны и для нашего поколения. Мы должны научиться смотреть на каждого человека взглядом одобрительным, имея при этом в виду и самих себя, и не считать, что, даже если сейчас все идет хорошо, то в будущем, конечно, все испортится. С другой стороны, неправильно закрывать глаза на те недостатки, которые способны привести к плохим последствиям в будущем, и мы должны справляться с ними уже сейчас, на этапе их зарождения. Действительно, такого сына «упрямого и буйного» не было в действительности и, по-видимому, не будет и в будущем, но его история поучительна и касается каждого человеку «там, где он сейчас». И о каждом, умеющему выучить эту историю и сделать из нее правильные выводы, сказано: «Учи и получишь награду».