Недельные разделы

Домой! (пропавший юбилей, йовель) | раздел Беѓар | рав Ханан Порат

по книге "Немного света" מעט מן האור

Раздел Беѓар начинается с описанием заповеди шмиты, которая обязывает каждого, занимающегося сельскохозяйственными работами в Земле Израиль, прекращать раз в семь лет свою деятельность и давать возможность любому человеку без ограничения кормиться от плодов его труда.

С первого взгляда может показаться, что это заповедь выводится непосредственно из текста Тора (мидеорайта) со времени дарования Торы на Синае и до сегодняшнего дня, однако, в Иерусалимском Талмуде в трактате Швиит мудрецы обуславливают исполнения заповеди шмиты, как заповеди из Торы, другой заповедью – йовель (юбилейный, пятидесятый год еврейского годичного цикла): «Сказано “И это есть отпущение (шмита)…” Дварим (15:2). Раби говорит – здесь идет речь о двух отпущениях – и шмиты, и йовеля. То есть, когда осуществляется йовель, то и заповедь шмита из Торы. Прекратились йовели (юбилеи), тогда и шмита имеет силу, только как постановление мудрецов – мидерабанан (а не как постановление из Торы)”».

А когда же прекратились йовели? Это объясняется там же в Иерусалимском Талмуде – йовели осуществляются только тогда, когда весь народ Израиль проживает в Стране Израиль, как сказано: «И освятите пятидесятый год, и возгласите свободу на земле всем ее обитателям» (Ваикра 25:10). Когда же евреи ушли в изгнание из своей страны и даже, когда частично вернулись во времена Второго Храма, когда большая часть осталась в изгнании и не было среди живущих на Земле большинства народа, не осуществлялся йовель и также шмита в отношении земли (не обработка земли) и в отношении денег (отпущение долгов) имели силу, только как постановление мудрецов.

По мнению Вавилонского Талмуда, трактат Швиит, это и послужило основанием того, что Ѓилель Старший установил прозбуль (специальное постановление, которое защищает интересы кредиторов и позволяет им получить назад одолженные деньги и в год шмиты, прим. пер.), «обходя» тем самым постановление Торы об аннулировании задолженностей в год шмиты, которое уже тогда имело силу только, как постановление мудрецов. И так устанавливает ѓалаху (религиозный закон) Рамбам в законах о шмите: «Нет отпущения долгов (а также отпущения земли – не обработка земли) из Торы, а только тогда, когда осуществляется йовель».

Пропавший йовель

Тем не менее, судьба заповеди шмиты оказалась лучше, чем заповеди йовеля, поскольку шмита сегодня имеет силу исполнения, хотя бы и по постановлению мудрецов, тогда, как йовель «пропал» совсем и даже счета юбилейных годов у нас сегодня нет.

Действительно, во времена Второго Храма было принято «считать йовели (юбилеи) для освящения аннулирований (заповедей отмены разных видов задолженностей, см. Ваикра 25:8-13)» – трактат Арахин, и пятидесятый год занимал особое место, а не высчитывался только, как один из последовательности семи раз шмиты, однако после разрушения Храма прекратился счет йовелей, как об этом пишет Рамбам в законах шмиты и йовеля: «Все гаоним [духовные лидеры еврейского народа, бывшие высшим авторитетом в толковании Талмуда и применении его принципов при решении галахических вопросов (конец VI — середина XI вв.), прим. пер.] считали, что йовели вычислялись на основе устной традиции, но после разрушения Храма не считали пятидесятый год, а только семь раз по семь с года разрушения Храма. И на этом мы основываемся в отношении маасрот (отделение части от урожая, выращенного на Земле Израиля коѓэнам и левитам), швиита (тоже, что и шмита — седьмой год семилетнего сельскохозяйственного цикла) и аннулирования денежных долгов».

Примечательны слова Рамбама о ценности устной традиции мудрецов, однако тяжело нам смириться с полной потерей счета числа йовелей. Поэтому, мы решили «постоять за честь йовеля», понять смыл и корни этой редкой заповеди и выяснить, каковы условия, необходимые для восстановления с Божьей помощью этой заповеди вскорости, в наши дни.

***

Ключ к пониманию пятидесятого года находится в раскрытии смысла слова «йовель», в объяснение смысла радостного трехкратного объявления «Юбилеем (йовелем) будет это (год) для вас!» в нашем небольшом по объему разделе. Раши объясняет в трактате Рош ѓа-Шана значение слова «йовель»: «Сказано, “Юбилеем будет это (год) для вас!”, чтобы отделить этот год от других, давая ему уникальное имя – «йовель” (рог, баран, ивр.) по имени трубления в шофар».

И почему шофар называют также йовелем? Потому, что его изготовляют из рога барана, который называется йовель, как сказано в книге Йеѓошуа во время захвата г. Йерехона: «И будет, когда затрубят в бараний рог (йовель), когда услышите звук рога, пусть весь народ закричит громким голосом…» (Йеѓошуа 6:5).

Йовель=ведущий (мовиль, ивр.)

Однако Рамбан не удовлетворяется этим объяснением, поскольку считает, что его недостаточно, чтобы объяснить эту радостную весть «Юбилеем (йовелем) будет это (год) для вас!» в качестве аргумента для освобождения рабов и возвращения земель к их хозяевам (проданных ими за долги). Поэтому Рамбан предлагает новый, оригинальный смысл слову «йовель»: «Сказано “Юбилеем (йовелем) будет это (год) для вас!», поскольку в этот год будет “приведен” (юваль, ивр.) каждый в свое поместье (продавший его) и в свою семью (проданный в рабство за долги), то есть принесут его ноги жить домой (по сказанному у Йешаяѓу 23:7 – “ноги носили (йевилу, ивр.) его чтобы жить” и таких примеров много и смысл во всех них, что вернется каждый в надел свой и в семью свою».

То есть, по Рамбану слово «йовель» грамматически здесь, как «спускающийся, сидящий, кормящийся, вытирающийся» и обозначает человека или весь народ, возвращающихся на родину, домой и год йовеля – это год возвращения домой. Тогда становится понятным подчеркивание Торой фразы «Юбилеем (йовелем) будет это (год) для вас!», поскольку смысл этой фразы – «и вернется каждый в надел свой».

Однако, именно в свете этого оригинального объяснения Рамбаном слова «йовель» можно увидеть новый смысл в упомянутом комментарии Раши, связывающего год «йовель» с рогом барана (керен йовель, ивр.). Роль барана, идущего во главе стада, заключается в том, что он ведет всех в желаемое место и отсюда его имя йовель=мовиль (ведущий, ивр.). Подобно этому, также и шофар, сделанный из бараньего рога, предназначен для того, чтобы вести (леговиль, ивр.) всех слушающих его за собой трубным звуком.

Таково же было предназначение и труб во время странствований по пустыне – «И затрубят в них (в трубы), и соберется к тебе вся община ко входу в шатер собрания» (Бемидбар 10:3). Также поступали и Шауль, и Гидъон, и Йоав, созывая своих бойцов в бой, и также собирался народ на всенародное собрание и молитву, как сказано у пророка Йоэля: «Трубите в рог на Цийоне, посвятите (день) посту, созовите собрание. Соберите народ, созовите общину…» (Йоэль 2 15-16).

Резюмируя, можно сказать, что, как баран-вожак, ведет стадо, также и шофар собирает рассеянных, также и юбилейный год (йовель), в котором возвращаются домой из дальних мест.

***

Невозможно не поразиться представленной здесь удивительной параллелью между избавлением личным и избавлением всего общества, между отдельным человеком, возвращающимся в юбилейный год йовель в свой надел и к своей семье, и всему народу, собирающему своих изгнанников и возвращающемуся на свою землю.

Шофар йовеля не что иное, как эхо шофара небесного, которого мы ждем и молимся: «Протруби в великий шофар о свободе нашей и возвести о собирании изгнанников наших» (из молитвы Шмона Эсрэ).

И поэтому условие необходимости нахождения большинства народа в Земле Израиль для возрождения заповеди йовель не является условием внешним, а представляет собой органическую часть этой заповеди, призывающее всех евреев, находящихся в рассеянии, к возвращению в Землю Израиль, к возрождению еврейской жизни, к возрождению соблюдения заповедей шмиты и йовеля всем народом.

ЛИЛЬМОД

Онлайн колледж еврейских знаний - курсы, обсуждения, дискуссии, хевруты. || Объявления о занятиях - https://chat.whatsapp.com/LW8sKPcMzuE0KOS6Qr4ni4. || Убедительная просьба помочь нам в проведении занятий - возможности пожертвования здесь - https://bit.ly/31aZfNO, включая переводы на карточку в России и Украине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button