Самый великий сон | Раздел Ваешев | рав Ханан Порат
по книге "Немного света" מעט מן האור
Великие сны – основа мира
Так пишет рав Кук в книге «Орот ѓа-Кодеш» и об этом свидетельствуют «великие сны», которые мы встречаем в книге Берешит, определяющие судьбы как отдельных людей, так и целых народов.
В разделах «Ваешев» и «Микец» перед нами раскрываются шесть снов, которые появляются парами: два сна Йосефа, сны виночерпия и булочника, и сны фараона. При этом последние четыре сна разрешены Йосефом и сбываются близко к тому времени, когда они приснились, тогда как собственные сны Йосефа – для них решения нет и они ждут своего исполнения многие годы.
Общее послание, лежащее в основе этих двух снов, кажется очевидным и оно находит свое краткое выражение в вызывающих словах братьев: «Не царем ли будешь над нами? Или властвовать будешь над нами?» (Берешит 37:8). Однако образы, появляющиеся в этих снах, сильно отличаются друг от друга и всякая попытка их расшифровки требует углубления в детали.
Первый сон, описывающий снопы братьев, склоняющихся перед снопом Йосефа, кажется с легкостью может быть понят в свете грядущих событий, когда Йосеф станет «кормильцем всей земли» и создателем «несметных запасов», а пропитание братьев и их семей будет всецело зависеть от него, то есть «их снопы будут нуждаться в его снопе».
Однако образы второго сна скрыты от прямого понимания: «…и вот солнце и луна и одиннадцать звезд кланяются мне». Хотя и этот сон, как будто разрешается Яаковым, отчитывающего Йосефа – «Что это за сон, который тебе снился! Неужели придем я и твоя мать, и братья твои поклониться тебе до земли?» (Берешит 37:10). Даже, если принять сравнение Йосефа братьев с одиннадцатью звездами и даже, если отца, Яакова, можно уподобить солнцу, то вот сходство матери, Рахель, с луной трудно себе представить, поскольку Рахель к тому времени уже давно нет в живых и уж она точно никак не может поклониться Йосефу. Объяснение Раши о том, что «эти слова относятся к Билѓе, воспитавшей его как мать», кажется натянутым, и Рамбан уже писал о них: «И далеко это от простого понимания, чтобы луна намекала на наложницу его отца».
Действительно, возможно, что, по мнению Раши, Яаков преднамеренно подчеркивает это слабое место в разгадке этого сна Йосефа, чтобы попытаться принизить значение всего сна и, тем самым, успокоить разгневанных братьев. Однако, как это согласуется с тем, что в отношении самого Яакова сказано: «…а его отец хранил изреченное» (Берешит 37:11).
Так что же хранил Яаков и как он в итоге понял смысл этого сна?
Йосеф видит сны, а Йеѓошуа бин Нун исполняет их!
И вот приходят мудрецы и дают оригинальное и удивительное объяснение сну Йосефа, которое уводит нас далеко-далеко за исторический горизонт книги Берешит, ко времени завоевателей страны Ханаан в книге Йеѓошуа. И так говорится в Берешит Раба о нашей главе (84:11): «Раби Ицхак сказал: “Так Йеѓошуа сказал солнцу: “Презренный раб, разве ты не имущество отца моего, который увидел тебя во сне, как написано: «И вот, солнце, и луна, и одиннадцать звезд поклоняются мне»? Так и ты – замри предо мной! Как сказано: «И воспел Йеѓошуа… и сказал пред глазами Израиля: солнце, у Гивона стой, и луна – у долины Айялон! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе мстил народ врагам своим. Это ведь написано в Книге Праведности (Сефер ѓа-Яшар)» (Йеѓошуа 10:12-13)”».
Это смелое решение сна Йосифа почти не имеет отклика в классических комментариях, но, похоже, оно нацелено на глубинное понимание пшата (прямого смысла) Писания. Посмотрите, насколько точна параллель между солнцем и луной, склонившимися перед Йосифом во сне, и солнцем, и луной стоящими перед Йеѓошуа, который является потомком Йосифа. И действительно, если бы нам потребовалось изобразить солнце и луну, склоняющиеся перед каким-то человеком, мы не нашли бы лучшей иллюстрации, чем та, что в книге Йеѓошуа бин Нуна. А одиннадцать склоняющихся звезд – это не что иное, как колена Израиля, изумленно стоящие перед чудесным видением, разворачивающимся как свидетельствует Писание «пред глазами Израиля».
И более того: даже фраза, резюмирующая эту сцену: «Это ведь написано в Книге Праведности», трактуется в свете этого комментария просто и прямолинейно – ведь уже учили нас мудрецы, что «Книга Праведности» (Сефер ѓа-Яшар) – это «Книга праотцов Авраѓама, Ицхака и Яакова, которые называются праведниками (яшарим)» (трактат Авода Зара 25А).
Теперь же, в свете решения, которое дает мидраш этому сну Йосефа, давайте всмотримся внимательнее в написание этих стихов в книге Йеѓошуа – «И остановилось солнце, и луна стояла, доколе мстил народ врагам своим. Это ведь написано в Книге Праведности». Йосеф видит как «и вот солнце, и луна…. поклоняются ему» во сне, тогда, как Йеѓошуа бин Нун, его потомок, осуществляет на деле видение своего предка и осуществляет «…и остановилось солнце, и луна стояла», как это и сказано в книге Праведности, то есть в книге Праведников, книге Берешит».
***
А возможно также, что и сам праотец Яаков в конце жизни удостоился раскрыть тайну сна Йосефа и увидеть в нем образ Йеѓошуа, который в будущем остановит и солнце, и луну. И так это раскрывается в мидраше Берешит Раба (6:14) в благословении Яакова Эфраиму: «…но брат его младший будет больше его, и (славой) его потомства наполнятся все племена» (Берешит 48:19) – это Йеѓошуа, который останавливает солнце и луну, которые правят миром вечно».
И недаром сказано: «…а его отец хранил изреченное» — до тех пор, пока не удостоился пророческим духом раскрыть смысл сна Йосифа и подать тому знак, перекрещивая руки во время благословения Эфраима и Менаше.
«Праведник – краеугольный камень мироздания»
Но нам еще предстоит выяснить, в чем заключается скрытое послание сна Йосифа и какую весть он несет для наших дней? И представляется, что этот сон раскрывает, в чем сила такого праведника, краеугольного камня мироздания, как Йосиф-праведник, о котором сказано: «И Ты умалил его немного перед ангелами, славой и великолепием увенчал его. Ты сделал его властелином над творениями рук Твоих, все положил к ногам его» (Теѓилим 8:67).
Однако, Йосефу еще придется получать уроки жизни, идя по пути, полному страданий, потому что ему не удастся властвовать ни над человеком, ни над силами природы, пока он не сможет управлять собой и своими желаниями и для этого от него потребуется выдержать искушение жены Потифара и отнестись к своим братьям по-братски и смиренно, несмотря на всю боль, которую они ему причинили.
И только после этого удостоится Йосеф получить право на то, чтобы исполнились в нем слова Писания: «И кроткие унаследуют землю» (Теѓилим 36:11). И мы увидим, что это осуществится в потомке Йосифа – Йеѓошуа бин Нуне, который удостоится унаследовать Землю и даже солнце и луна застынут в почтении перед ним и даже усластят гумно его зерна, как сказано в недельном разделе «Ве зот ѓа-Браха» в конце Торы в благословении Моше Йосефу: «И дарами урожая солнечного, и дарами производимого месяцем». И здесь мы видим еще одну возможность объяснения этого сна, когда солнце и луна, кланяются Йосефу не по принуждению, а с нежностью и добротой.
***
И даже мы, в наше время, подобны сновидящам, изумленно взирающим на осуществление слов Писания – «Когда возвратил Господь пленников Циона, были мы как во сне» (Теѓилим 126:1) и глаза наши продолжают всматриваться в даль, ожидая исполнение самых сокровенных мечтаний Йосифа, о которых говорит пророк Йишаяѓу (24:23) – «Тогда посрамлена будет луна и пристыжено будет солнце, потому что Господь воинств будет царствовать на горе Цион и в Йерушалаиме, и слава будет пред старейшинами (народа) Его».