И наполнилась земля хамасом | Раздел Ноах | рав Ханан Порат
по книге "Немного света", опубликовано на иврите 7 лет назад в 2017 г.
Это статья была опубликована 6 лет назад в 2017 г.
В недельном разделе Ноах Тора описывает совершенно однозначным образом испорченность поколения потопа: «И извратилась земля перед Б-гом, и наполнилась земля насилием (хамас)» (Берешит 6:11).
Смысл первой части фразы «И извратилась земля» заключается в нарушения нравственных норм во всех областях жизни, в особенности, в области сексуальных норм, как сказано в трактате Санѓедрин (108, А): «Спаривали домашних животных со зверями и зверей с домашними животными и всех их с людьми, и людей со всеми ними».
Но в чем смысл второй части «и наполнилась земля насилием (хамас)» – и какова сущность этого насилия (хамаса)?
Раши комментирует: «хамас – гезель (воровство)» (незаконное взятие чужого имущества без разрешения владельца) и источник этого комментария там же в трактате Санѓедрин:
«Сказал раби Йохана: “Посмотрите, насколько тяжел грех хамаса, ведь поколение потопа совершило множество грехов, но не было осуждено из-за них, пока не протянули руки к гезель (воровство-грабеж). Как сказано “ибо наполнилась земля хамасом (воровствоми-грабежами) из-за них, и вот Я истребляю их с земли”».
Но, тем не менее, вызывает удивление – за что же «удостоился» запрет гезель, воровство-грабеж, того, что из-за него был вынесен приговор и разве нет других преступлений, более тяжелых?
От «маленького хамаса к большому»
Рамхал, Моше Хайим Луцатто, в книге “Месилат Йешарим” (“Путь праведников”) в разделе “Подробно о честном поведении” приводит изречение мудрецов, говорящих, что именно грех гезель, то есть воровство или грабеж, был главным преступлением поколения потопа. Он показывает, как нарушение этого запрета распространяется на разные аспекты жизни и как это портит социальную ткань общества.
Рамхаль на примерах раскрывает запрет воровства, который проявляется в “мелких хищениях”, таких как незаконное присвоение имущества или нечестные манипуляции, а также в запрете “кражи времени”. Это включает случаи, когда работник уклоняется от своей работы, даже если его целью является выполнение заповедей… И он заканчивает свои рассуждения убедительными словами: «Общее правило заключается в том, что стремление к обогащению приводит к множеству проблем в моральном поведении. И, если он очистится от этого стремления, то сможет подняться на высокую ступень морального поведения».
Но именно в свете слов Рамхаля о «будничности» нарушения запрета воровства и сложности устраниться от него растет наше удивление – в чем-же было отличие поколения потопа от остальных потоков? Ведь, если мы станем углубляться в тонкости запрета воровства, то какое поколение сможет устоять перед обвинениями?
И тогда мы вынуждены признать, что гезель, из-за которого был вынесен приговор поколению потопа, это не просто воровство, а брутальный грабеж, и слово хамас точно подходит дя него.
И, действительно, Онкелос переводит слово хамас, как хатуфин, то есть насильственный захват имущества и, даже, людей. Подобно тому, как захватывали «сыны сильных дочерей человеческих» (Берешит 6:2).
Такая насильственная реальность подрывает само существование человеческого общества, как это и описывает Сфорно в своем комментарии к стиху «И видел Б-г землю: и вот извратилась она» – «Извратилась сама! То есть, в отсутствии соответствующего наказания она извращалась, когда они (люди) извращали свои пути развратом и грабежом».
И схожим образом комментирует и Рамбан: «Хамас – это воровство-грабеж и вымогательство и мудрецы сказали, что из-за него был вынесен приговор. И смысл этого в том, что эта заповедь (не воруй) – заповедь рациональная, то есть для ее (исполнения) нет нужды в предупреждающих словах Пророка, поскольку очевидно, что хамас противен и Небу, и людям».
И вместе с тем, даже и после того, как мы осознали серьезность гезеля, все-же трудно нам понять, чем воровство и грабеж хуже таких преступлений, как разврат или кровопролитие, про которые сказано «быть убитым, но не преступить их».
От воровства и грабежа к убийству
На самом деле, если мы внимательно рассмотрим употребление слова хамас в тексте Танаха, мы увидим, что оно не ограничивается просто воровством или кражой, которые называются гезель. Хамас охватывает все аспекты человеческого зла, включая унижение, ложь, разврат и даже пролитие крови.
Давайте рассмотрим, к примеру, призыв Сары к Авраѓаму: “Обида (хамас) моя на тебе. Я отдала рабыню мою в лоно тебе, а она увидела, что зачала, и непочтенною стала я в ее глазах. (Бытие 16:5)”. По простому смыслу (пшат) смысл обращения Сары к Авраѓаму заключается в следующем: «Унижение (хамас) Агари в отношении меня, выражающееся в презрении и глумлении – на твоей совести, потому что ты видишь мою обиду и молчишь». То есть, здесь смысл слово хамас – презрение и унижение ближнего.
Кроме того, хамас – это также выражение лжесвидетельства, как сказано: «Не протяни руки твоей преступному, чтобы стать свидетелем кривды (хамас)» (Шмот 23:1). Или как комментирует Онкелос «хамас – лжесвидетельство».
И еще те, кто придерживается хамаса, изменяет своей жене по словам пророка Малахи: «и жене юности своей пусть (никто) не изменяет… и покрывает насилием (хамас) одежду свою» (Малахи 2:16-17).
И сверх всего выясняется, что «хамасник» – вор и бандит, лжесвидетель и прелюбодей, в конце докатывается и до кровопролития, как свидетельствует текст в конце книги Йоэля: «Египет станет пустошью, а Эдом будет безлюдной пустынею за насилие (хамас) над сынами Йеудейскими, чью невинную кровь проливали они в стране их…. И отомщу Я за кровь их, еще не отмщенную; и будет Господь обитать в Цийоне» (Йоэль 4:19-21).
Мы учимся, что это путь насилия (хамас) начинается с кражи и грабежа и заканчивается пролитием крови. Этот путь схож с путем бен сорер у-море (сын-бунтовщик), который начинает с кражи у родителей, чтобы удовлетворить свои желания, и в конечном итоге он скатывается до грабежа и кровопролития до того, что мудрецы говорят о нем в трактате Сангедрин (71, А): “Бен сорер у-море (сын-бунтовщик) наказывается «превентивно» за то, что путь его неминуемо приведет к пролитию крови”. Точно так же, можно сказать и о поколении потопа – Тора предвидит, что, начиная с хамаса, который разбой и похищение людей, они дойдут до хамаса, который пролитие крови, и поэтому она предвосхитила и подписала смертный приговор за воровство, предотвращая полное извращении земли.
От хамаса к Хамасу
И переходя от тех дней (это статья была опубликована 6 лет назад в 2017г.) к нашим дням:
И случайно ли, что террористическая организация Хамас выбрала такое название?
В декларации Хамаса, опубликованной в 1988 г., провозглашается основная цель организации – «Освободить Фалестын от присутствия евреев от Средиземного моря до реки Иордан, уничтожить государство Израиль, построив на его месте исламское государство». При чем эта террористическая организация не ограничивается только милитантной риторикой, но и осуществляет ее на деле убивая граждан Израиля – мужчин, женщин, детей в террористических актах.
Эта организация однозначно заслуживает быть стертой с лица земли Потопом, но Всевышний в конце раздела Ноах сообщает нам, что не будет больше Потопа на Земле, и эта обязанность лежит на нас – окончательно уничтожить эту чудовищную организацию и стереть проливающих кровь с лица Земли.
Parashat-Noah_Chamas