Недельные разделы

Зачем отсчитывать дни Омера (сфират ѓа-омер)? | Раздел Эмор | рав Ханан Порат

по книге "Немного света" מעט מן האור

«Вот, я готов исполнить заповедь отсчета дней Омера, как сказано в Торе: “И сочтите себе от другого дня после покоя, со дня принесения вами омера (снопа) возношения, семь недель; полными будут они. До следующего дня после седьмой недели сочтите пятьдесят дней; и принесите новое хлебное приношение Господу” (Ваикра 23:15-16)».

Этими слова предваряет каждый, выполняющий заповедь отсчета Омера (во второй день Песаха в Храме приносился в жертву сноп (омер) ячменя нового урожая, прим. пер.), счет начинающегося вечером нового дня в период между вторым днем Песаха и праздником Шавуот. Однако это заповедь вызывает два вопроса:

  1. Зачем вообще существует необходимость в каждодневном счете омера в этот период? Разве невозможно было найти другого способа подсчета 50 дней без того, чтобы запутаться?
  2. Даже, если предположить, что это предпочтительный способ подсчета, тем не менее, счет омера выглядит только, как техническое средство, и какой тогда смысл в включении его в 613 заповедей и в освящении этого счета благословением Именем Всевышнего?

В качестве ответа на эти вопросы можно привести мнение автора «Сэфэр ѓа-Хинух» («Книга Воспитания» — один из первых сводов-кодексов всех 613-ти заповедей Торы, содержащий также толкования к ним), который объясняет счет Омера не как техническое средство, а как процесс возвышения и приближения к желаемой цели Исхода – получению Торы, наподобие человека, находящегося в заточении и считающего дни, приближающие его к желанному выходу на свободу.

Счет оставшегося и счет прошедшего

Комментарий «Сэфэр ѓа-Хинух» красиво объясняет смысл заповеди счета Омера, но вызывает, в свою очередь, два дополнительных вопроса, которые он сам и задает:

  1. Какой смысл в том, что мы считаем прошедшие с начала счета дни омера, а не считаем количество оставшихся дней, как это действительно принято у тех, кто считает дни, оставшиеся до события, к которому он стремится?

И вот ответ, который дает на этот вопрос «Сэфэр ѓа-Хинух»: «Такой способ счета подчеркивает наше сильное желание достичь дня Дарования Торы, когда мы отмечаем уже прошедшие дни, что радует нас приближением к цели, а не подчеркиваем время, все еще отдаляющее нас от нее». Однако, нам трудно принять этот ответ – разве реальное положение дел, время до праздника Шавуот, меняется от того, каким образом мы будем считать оставшиеся дни? Ведь, в конечном счете, мы обязаны соотнестись с 50 днями периода счета Омера и их количество не изменится от того, как мы будем их считать.

  1. Второй вопрос: если смысл счета Омера в ожидании приближающегося праздника Дарования Торы, то почему Тора подчеркивает в качестве начальной точки отсчета «омер (сноп) возношения», связанный с процессом созревания нового урожая, а в качестве окончания «новое хлебное приношение Господу»?

Притча о царском сыне и его воспитателе

В свете вышесказанного, стоит добавить к сказанному в «Сэфэр ѓа-Хинух» дополнительное объяснение о том, что счет дней здесь выражает стремление к цели, но стремление не пассивное, а стремление «порождающее», предназначенное подготовить весь путь шаг за шагом, от зарождающегося и неоформленного, как Исход из египетского рабства, к завершающему этапу – Дарованию Торы.

Этот взгляд на процесс счета Омера хорошо осветили мудрецы в Коѓелет Раба, сборник мидрашей к книге Коѓелет (Екклезиаст): «Притча о царе, заботящемся о сыне, который перенес тяжелую болезнь. Сказал царю воспитанник сына – “Стоит ему уже начать ходить в школу”. Ответил ему царь: “Ведь он еще не окреп окончательно, как же ты говоришь, чтобы уже пошел в школу? Лучше повременить, чтобы он встал на ноги окончательно, усиленно питаясь 2-3 месяца, а уж потом отправится в школу.” Так же сказал и Святой, Благословен Он: “Не окончательно еще оправились дети Мои от глины и кирпичей египетского рабства. Как же Я дам им сейчас Тору?  Пусть же окрепнут в течении 2-3 месяцев, питаясь маном и перепелами, а уж потом Я дам им Тору “в третьем месяце” (Шмот 19:2)».

Вглядываясь в процесс созревания нового урожая, мы понимаем, что он служит отличной иллюстрацией этой притчи. Ведь в весенний праздник (Песах), «от начала (нанесения) серпа на хлеба» (Дварим 16:9) жнут только рожь, которая созревает рано, тогда, как пшеница созревает медленно и ее зерна наливаются постепенно, пока не приходит ее пора в конце счета Омера – «и принесите новое хлебное приношение Господу».

Как прокладывают «Путь праведных»? (книга «Месилат Йешарим», «Путь праведных» — один из основных трудов рабби Моше-Хаим Луццато, Рамхаль — стала основой изучения в вопросах самосовершенствования, саморазвития и служения Творцу, при. пер.)

Счет Омера по принципу прошедших дней, а не оставшихся, предназначен, таким образом, подчеркнуть важность процесса прокладывания путей созревания, наполнения силой и светом во всех областях, начиная с природных процессов, описываемых в ботанике и биологии, и заканчивая процессом развития и служения Творцу, и историческими процессами.

Наш счет дней и недель Омера направлен именно к этой цели и подчеркивает важность каждого дня и каждой недели с тем, чтобы осознать необходимость постоянного продвижения вперед и невозможность приближения или удаления назначенного срока. Следует продвигаться в правильном темпе и тогда мы удостоимся подняться и принести новое хлебное приношение в отстроенный Иерусалим.

***

Поразительно понимание мудрецов каббалы, выразивших глубину смысла счета дней Омера в присвоении каждому дню уникальной духовной “сферы” и той особой ступени, на которую следует подняться в духовном росте, приближаясь к Дарованию Торы.

И даже, если мы не в силах понять всю глубину того уникального места, которое присваивается каждому дню счета Омера, мы, тем не менее, удостаиваемся осознать главный принцип необходимости осуществления продолжительного процесса духовного подъема для достижения желанного дня, говоря “и посредством этого (счета дней Омера) изменятся к лучшему все миры”.

ЛИЛЬМОД

Онлайн колледж еврейских знаний - курсы, обсуждения, дискуссии, хевруты. || Объявления о занятиях - https://chat.whatsapp.com/LW8sKPcMzuE0KOS6Qr4ni4. || Убедительная просьба помочь нам в проведении занятий - возможности пожертвования здесь - https://bit.ly/31aZfNO, включая переводы на карточку в России и Украине.

2 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button