От спора танаим о Геуле и Тшуве до современного кризиса в обществе | рав Ханан Порат
по книге "Немного света" рав Ханан Порат
Раздел Ѓаазину зачастую выпадает на период между 10-ю днями раскаяния, Йом Кипуром, и последующими днями веселья праздника Суккот. И хотя в этом разделе есть как выражение ужаса Суда – «Извне губить будет меч, а изнутри ужас, — и юношу и девицу, и младенца и седовласого» (Дварим 32:25), так и выражение радости Освобождения (Геула) – «Воспойте, племена, Его народ» (Дварим 32:43), тем не менее, мы не находим в нем какого-нибудь выражения идеи Тшувы (раскаяния, возвращения) в качестве отправной точки процессу Геулы.
Но неправильно умалять из-за этого значения Тшувы, ведь уже в разделе Ницавим мы видим, что основы Тшувы и Геулы неразрывно связаны друг с другом наподобие закона сообщающихся сосудов:
«И возвратишься ты к Господу, Богу твоему, и слушать будешь Его гласа во всем, как я заповедую тебе сегодня, ты и твои дети, всем сердцем твоим и всею душою твоей. И возвратит Господь, Б-г твой, пленников твоих, и умилосердится Он над тобою, и вновь соберет Он тебя от всех народов, где рассеял тебя Господь, Бог твой» (Дварим 30:2-3).
Свидетельство, подтверждающее (грядущее) Освобождение (Геула)
Рамбан, наш великий комментатор, отлично осознавал эту критическую точку и резюмируя этот небольшой по объему, но удивительный по силе, раздел, который, по его словам, «является гарантом нашего Освобождения», так писал:
«И вот, нет в этой Песне условия (Геулы) в виде Тшувы и в виде (возвращения к) службе Господу, а только свидетельство (гарантия) о том, что Всевышний нашлет на нас беды и несчастья, взыскивая с нас – гневаясь на нас, но не истребляя окончательно память о нас, но затем смилостивиться над нами и взыщет с притеснителей наших мечом жестким и сильным Своим и искупит грехи наши ради Имени Своего.
И следует из этого, что Песня эта – очевидная гарантия Геулы против воли вероотступников!»
Эти решительные и однозначные слова Рамбана о грядущей Геуле даже и без Тшувы несомненно намекают на знаменитый спор в конце трактата Санѓедрин (97 Б) между рабби Элиэзером и рабби Йеѓошуа в отношении Тшувы и Геулы.
С тем, чтобы правильно понять важность этого спора, а также эмоциональный заряд, заключенный в нем, мы приводим его полностью ниже.
Обусловлена ли Геула предварительной Тшувой?
Рабби Элиэзер говорит: «Если Израиль делает тшуву – освобождаются, а, если нет – то не освобождаются».
Сказал ему рабби Йеѓошуа: «А если не делают тшуву, разве не освобождаются? Но ведь тогда Всевышний устанавливает над ними царя, указы которого жестоки как у Ѓамана и тогда Израиль делает тшуву и Он возвращает их к праведности».
И далее Гемара приводит дополнительную барайту на эту тему:
Рабби Элиэзер говорит: народ Израиля делает тшуву и освобождается, как сказано: «Возвратитесь, сыны-отступники, и Я исцелю необузданность вашу!» (Йрмияѓу 3:22)
Сказал ему рабби Йеѓошуа – но ведь уже сказано: «даром проданы были вы и не за деньги избавлены будете» (Йешаяѓу 52:3). «Даром проданы были вы» – идолопоклонство, «и не за деньги избавлены будете» – не за тшуву и не за добрые дела.
И сказал рабби Элиэзер рабби Йеѓошуа, но ведь уже сказано: «…возвратитесь ко Мне, и Я возвращусь к вам…» (Малахи 3:7).
Сказал ему рабби Йеѓошуа: «…ибо Я властелин ваш и возьму вас (даже) одного из города, двух из семьи, и приведу вас в Цийон» (Йрмияѓу 3:14). (Комментарий Раши – «Я властелин ваш» – “То есть, принуждая вас без (вашей) тшувы”.
И сказал рабби Элиэзер, но ведь уже сказано: «…в тишине и покое спасены будете…» (Йешаяѓу 30:15).
Сказал ему рабби Йеѓошуа рабби Элиэзер: «Так сказал Г-сподь, избавитель Израиля, Святой Он, презираемому людьми, ненавидимому народами, рабу властелинов: цари увидят и встанут, князья (увидят) и поклонятся…». Раши – презираемые и ненавидимые, но избавляемые.
И сказал рабби Элиэзер, но ведь уже сказано: «если ты возвратишься, Израиль, – сказал Г-сподь, – возвратишься ко Мне…» (Йрмияѓу 4:1).
Сказал ему рабби Йеѓошуа, но ведь уже сказано: «И услышал я, как муж, одетый в льняные одежды, что был над водами реки, подняв правую и левую руку свою к небесам, клялся Вечноживущим, что к (назначенному) сроку, к срокам и половине (срока), когда полностью сокрушены будут силы народа священного, закончится все это» (Даниэль 12:7). Раши – то есть, есть конец этому (испытаниям)… и когда закончится сила их и будут унижены весьма закончатся бедствия эти и придет Маших (Освободитель), как сказано – «Когда увидит, что вражеская рука все больше крепнет над ними» (обратите внимание, что Раши аргументирует здесь стихом из нашего раздела Ѓаазину).
И смолчал рабби Элиэзер.
То есть, согласился со словами рабби Йеѓошуа, поскольку «молчание – знак согласия».
Два возможных пути Геулы (Освобождения)
Невозможно не прийти в великое волнение, представляя себе этот бурный спор между рабби Элиэзером и рабби Йеѓошуа, происходящий в стенах Бейт мидраша (Дома Учения), стены которого дрожат от мощности аргументов, приводимых каждым из них, на фоне горячих дискуссий, ведущихся там.
Но, если мы наберемся решимости и все же зададимся таким вопросом – ведь в большинстве случаев принято в спорах танаим (тана по-арамейски «учитель», во множ. числе танаим —мудрец эпохи составления Мишны) и амораим (амора, толкователь, оратор, учитель; во множ. числе — амораим — мудрец эпохи составления Талмуда), что каждая сторона пытается соотнести приведенные другой стороной стихи с его собственной позицией, в то время как здесь рабби Элиэзер и рабби Йеѓошуа совсем не оспаривают стихи, приведенными в качестве доказательств против их позиций, а просто ставят другие стихи на их место.. Как же тогда сопоставить эти противоречащие друг другу стихи?
И нам не остается другого выбора, кроме как признать, что, по существу, противоречащие стихи определяют перед нами два возможных пути осуществления Геулы (Освобождения): один, основывающийся на полной Тшуве, которая и является движущей силой Геулы и второй, когда Геула осуществляется во время, определенное Самим Творцом, Которому открыты невидимые нам пути мира, даже и без осуществления предварительной Тшувы.
И хотя возможно, что такая тшува будет соединять в себе составляющие «насильственной» тшувы, например, тшувы перед страхом уничтожения жестоким как Ѓаман царем. Но, конечно, такая тшува не является тшувой «по любви», на которую мы так надеемся.
И, в конечном счете, спор между рабби Элиэзером и рабби Йеѓошуа сводится к вопросу – каково основное направление, по которому придет Геула.
В то время, как рабби Элиэзер подчеркивает необходимость полной тшувы в качестве условия для прокладывания пути для будущей Геулы, даже если она и задерживается, рабби Йеѓошуа подчеркивает очевидность Геулы, приход которой неизбежен в любом случае, даже, если Израиль и не удостоится сделать Тшуву по любви. И его последний аргумент о «муже, одетом в льняные одежды» из книги Даниэля представляется ему решающим доказательством того, что наступит конец мукам рассеяния и начнется процесс Геулы даже и без предварительной тшувы. И после это аргумента исчерпываются возражения рабби Элиэзера.
Ѓалаха по рабби Йеѓошуа
Теперь нам становится понятно, почему Рамбан так придерживается подхода рабби Йеѓошуа и постанавливает, что «эта песня (Ѓаазину) – очевидное свидетельство грядущей Геулы против воли вероотступников!».
Ведь Рамбан погружен в бездонную тьму средневекового изгнания и мужественно противостоит христианским теологам, нагло утверждающим, что Всевышний отменил Свое избрание народа Израиля и приговорил их на вечное изгнание.
Такого же мнение придерживался рав Цви Йеѓуда Кук (сын рава Кука), неоднократно повторявший, что ѓалаха по рабби Йеѓошуа и сам процесс Геулы, выдающимся признаком которой, несомненно, является создание государства Израиль, актуален и происходит даже и без (полной) тшувы (всех) евреев.
И вот, что сказал рав Цви Йеѓуда в 19 годовщину Независимости Израиля накануне Шестидневной Войны: «В трактате Санѓедрин выводит рабби Йеѓошуа, что отсутствие полной Тшувы не задерживает Геулу. При этом оппонирующий ему в споре рабби Элиэзер не возразил на последний аргумент и смолчал. А в Иерусалимском Талмуде написано даже более того – “и удалился рабби Элиэзер”. То есть – молчание означает согласие. И этому же свидетельствует стих “…обратись ко Мне, ибо Я избавил тебя.” (Йешаяѓу 44:22). То есть Тшува последует за освобождением.»
Очевидно, что рав Цви Йеѓуда старался устранить у нас, его учеников, сомнения и колебания в отношении процесса Геулы, которая происходит у нас на глазах, отвергая утверждения говорящих – ну какая же это Геула, когда ее провозвестники люди нерелигиозные, столь далекие от тшувы и веры? Отвечал им рав Цви Йеѓуда, приводя слова рабби Йеѓошуа, утверждающего, что может быть ситуация, когда происходит Геула даже и без предварительной Тшувы.
Тшува осуществляется в процессе Геулы
Тем не менее, правильно обратить внимание на то, что рав Цви Йеѓуда подчеркивает: «Тшува будет после Геулы» и может быть стоит даже сказать, что Тшува будет в процессе Геулы.
Необходимо осознавать, что Тшува и Геула – это два взаимосвязанных процесса и даже, если начало процесса Геулы (ראשית צמיחת הגאולה) не обуславливается предварительной полной Тшувой, тем не менее, одно не может существовать без другого, ведь Геула (Освобождение) физическое не может выстоять без Геулы духовной, связанной с Тшувой «по любви».
И эта фундаментальная связь становится все более понятной в наши дни, несмотря на подъемы, спуски и кризисы, происходящие постоянно в израильском обществе.
И, если кто-то из нас надеялся, что изменение духовного климата в Израиле произойдет само собой после начала Освобождения, происходящего на наших глазах, то опровержение этим наивным мечтаниям проявляется в виде таких кризисов, как «размежевание» (изгнание евреев из Гуш Катифа) и болезненный процесс ухода, отпада от иудаизма части общества. И мы осознаем, что без возврата к источникам веры – это не сможет продолжаться!
И только, если мы осознаем смысл этого процесса во всей его глубине, мы сможем обратить процессы «размежевания», разрушения, в процессы созидательные, которые смогут обозначить новую стадию в процессе «шавей Цион» (возвращения евреев из рассеяния в Землю Израиль), стадию сионизма с верой.
И это и будет реальное воплощение закона «сообщающихся сосудов» – Геулы и Тшувы, Тшувы и Геулы. И только при их полном взаимодействии в жизни нации мы сможем удостоиться радости полной Геулы (Освобождения).
Geula