Несмотря ни на что – Земля Израиль! | Раздел Леха Леха
по книге "Немного света" рав Ханан Порат
Первые слова, с которыми обращается Всевышний к Авраѓаму, первому еврею, содержат всего лишь одно простое требование – «Иди с земли твоей, и с родины твоей, и из дома отца твоего на землю, которую укажу тебе» (Берешит 12:1).
И стоит обратить внимание – Всевышний не начинает свой разговор с праотцом Авраѓамом с выяснения основ веры или деталей соблюдения заповедей. Обо всем этом пойдет речь позже, но прежде всего надо подняться в Землю Израиль!
Почему же удостоилась Земля Израиль стать отправной точкой в процессе формирования народа? И представляется, что ответ на этот вопрос кроется в заключительных словах благословения Всевышнего Авраѓаму – «И благословляться будут тобою все семейства земли» (Берешит 12:3). То есть, смысл восхождения в Землю Израиль не ограничивается только строительством новых поселений, а содержит в себе долгосрочное послание всему миру.
Земля Израиль для народа Израиль – как тело для души
И вместе с тем, следует рассмотреть подробнее – какова же роль Земли Израиль в этом грандиозном процессе? И ограничивается ли ее предназначение только созданием «территориальной платформы» для народа Израиль?
Против такого подхода резко выступал рав Кук и так он пишет в начале книги «Орот»: «Земля Израиль не является чем-то внешним, на подобии вложения в национальную недвижимость или средством для достижения общей цели – поддержания национального материального и даже духовного существования. Земля Израиль представляет собой уникальную сущность, тесно связанную с жизнью нации, плотно переплетенную с её внутренними ценностями и реальностью».
Поэтому скажем: связь между Народом и Землей – это сущностная, органическая связь, подобно тому, как рав Йеѓуда Леви, который сравнивает народ Израиль с виноградником, который нужно посадить в правильной почве, чтобы он приносил благородные плоды (Кузари).
И возможно даже глубже: термин “жизненная связь” намекает, что следует представить связь между народом и Землей, как связь между телом и душой. Ведь тело человека – это не только физическая оболочка для души, подобно стакану, который наполняют водой. Связь души и тела – это связь органическая, и вне всякого сомнения между ними происходит скрытый «диалог»: когда тело страдает, то и душа терзается, а, когда тело ликует, то и душа радуется. И, соответственно, когда душа грустит, то и тело ноет, а когда душа сияет – тело наслаждается.
Также и Земля Израиль – «Дом нашей жизни» и мы прилеплены к ней, наполняясь жизненным соком, как сказано «Ходить буду пред Господом в стране живых» (Теѓилим 116:9). Мидраш Ялкут Шимони: «в стране живых – это Земля Израиль». И теперь, вслушиваясь в призыв «לך לך» – лех леха – иди себе, мы слышим уже не трудновыполнимое требование, а исполненный радости призыв – иди к себе, иди в землю твоей будущей жизни, ибо только там ты найдешь успокоение для души твоей и конец твоим странствованиям.
Но как этот призыв лех леха, обращенный к будущей нации, ведет к аспекту общечеловеческому «и благословляться будут тобою все семейства земли»? Ответ на этот вопрос прост – долгосрочная цель, действительно, направлена на исправление всего мира, однако ее достижение проходит через Землю Израиль и без нее не будет успеха ни в чем. Потому что, только здесь народ Израиль сможет подняться во весь рост и построить модель национальной идентичности, которая станет «светом для народов». В этом духе рав Кук пишет эти возвышенные слова в своей статье «В отношении процесса идей в Израиле»:
«В начале пути этого народа, который умел читать имя божественной идеи, ясной и чистой, во времена чудовищной власти язычества в его скверной дикости, проявилось стремления создать значительный человеческий коллектив, который сохранит путь Господа и будет следовать справедливости и правосудию. Это стремление, пришедшее от ясного и смелого морального понимания и всеобъемлющего и возвышенного морального требования освободить человечество от ужасных духовных страданий и материализма и привести его в свете божественной идеи к свободе, полной величия и просветления, и наградить этим всех людей.
Однако, для полного выполнения этой цели как раз-таки нужно, чтобы этот коллектив обладал собственным политическим и социальным устройством, с государственным строем, объединяя лучшие человеческие ценности, “мудрым народом и великим государством”, и абсолютная божественная идея должна управлять им и дарить жизнь народу и стране своим живым светом. И это для того, чтобы показать, что не только отдельные выдающиеся люди, святые и отдаленные от мира, живут в свете божественной идеи, но также и целые нации, совершенные и развитые во всех культурных и государственных аспектах; целые нации, включающие в себя все разнообразие человеческих выражений, от высот интеллектуального искусства, религии, философии и духовности до обширных социальных, политических и экономических систем и до простого рабочего люда во всех его проявлениях, даже самых бытовых и материальных».
Вместе с тем, предназначением народа Израиля является вовсе не обсессивная миссионерская идея распространения иудаизма по всему миру, а построение в Земле Израиль притягательного духовного центра, к которому устремятся по собственной воле народы мира.
«И благословляться будут тобою все семейства земли»
С чем это можно сравнить? С виноградной лозой, которая распространяет свои ветви и разбрасывает их в землю за пределами своей области, чтобы извлекать благословения из источника. И так описывает пророк Йехезкель этот живительный процесс: «…и вот, эта виноградная лоза приклонила корни свои к нему, и ветви свои простерла к нему, чтобы он напоил ее от гряд насаждения своего».
Этот идеал, вознесенный уже в начале нашего национального пути, он же и является идеалом Освобождения (Геулы) в конце времен: «И будет, в последствии дней утвердится гора дома Господня как вершина (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: “давайте взойдем на гору Господню, в дом Бога Яакова, чтобы Он научил нас путям Своим, и чтобы пошли мы стезями Его».
То есть, не мы идем к народам, а они идут к нам! И это не вопрос чести: кто идет к кому, а весть для народов, что через нас, благодаря нам, в них пробуждается внутренняя инициатива без давления с нашей стороны, и они сами придут и будут присоединяться.
Однако, для того, чтобы народ Израиль смог стать центром притяжения для народов мира, ему в первую очередь нужно укрепить свои силы изнутри и быть “иври”, что означает “находящийся по ту сторону, а весь мир по другую”. Поэтому ключ к “и будут благословляться в тебе все племена земли” заложен в “и будь благословением”!
Для того, чтобы понять смысл этого благословения нам следует подробно рассмотреть те семь благословений, которыми был благословен Авраѓам, поднимающийся в Землю Израиль:
- Сделаю тебя народом великим.
- И благословлю тебя.
- И возвеличу имя твое.
- И будешь ты благословением.
- И благословлю благословляющих тебя.
- И прокляну проклинающих тебя.
- И благословятся в тебе все народы земли.
Три первых из семи благословений связаны с созданием своего «национального дома», три же последние связаны с отношениями с народами мира. Но именно четвертое благословение «И будешь ты благословением» связано с переходом от процесса внутреннего национального самоустройства к влиянию на внешний мир.
Неиссякаемый источник
Глубинный смысл выражения «И будешь ты благословением» заключается в том, что тебе самому следует постоянно наполняться благословением для того, чтобы стать подобно неиссякаемому источнику, орошающему все живое вокруг. И это мы учим из истории с Ахсой дочерью Калева так говорящей своему отцу: «И сказала она ему: дай мне благословение, ибо ты дал мне землю сухую, дай же мне и источники вод» (Шофтим 1:15).
И поэтому следует понимать, что «неиссякаемый источник», хранящийся в «и будешь ты благословением» является предварительным условием «и благословятся в тебе…» и не следует торопиться и ожидать, что источник будет фонтанировать сам по себе, без того, чтобы он наполнился изнутри и стал изливаться живительной влагой.
***
Мы вслушиваемся снова и снова в призыв Лех-Леха – «Иди к себе!» – и сердце наше бьется учащенно, ожидая того благословения, которого просит Ахса.
Перед нами великий образ Авраѓама, идущего подъемами и спусками в течении тысячелетий в Землю, как и в тот первый день, когда он услышал Лех-Леха и поднялся в полный рост.
Счастлива участь праотца нашего Авраѓама, начавшего свою миссию со слов Лех-Леха – «Иди к себе!» и заканчивающего ее словами «и благословятся в тебе». Счастлив ты – поскольку с тебя начинается и тобой заканчивается – «И будешь ты благословением!