Ибо как дни дерева будут дни народа Моего | Ту-БиШват-Раздел БЕШАЛАХ | рав Ханан Порат
по книге "Немного света" מעט מן האור
«Не вдова история, столь сложная во всех своих перипетиях – управляет ей Освободитель сильный, Оплот Израиля – Бог Воинств имя Его», рав Кук, Орот ѓа-Кодеш.
Мы верим, что история не является нагромождением случайных событий, в ней заложена Божественная программа, направляющая историю к ее целям, от «хаоса и смятения» к «исправлению мира воцарением трона Его», когда в центре этой программы стоит, как становой хребет, народ Израиль, держащий все здание.
Это фундаментальное положение, объяснение которому мы находим уже в первом обращении Бога к Авраѓаму, основоположнику еврейского народа, начинается с прямого указания: «Иди… в землю, которую укажу тебе» и заканчивается великой вестью: «И благословятся тобой все семейства земли» (Берешит 12:1-3). Однако дорога к осуществлению этой возвышенной цели долгая и запутанная и ее этапы раскрываются один за другим в «ключевых стихах» Торы, которые открываются нам при внимательном чтении текста.
Ключевые стихи, определяющие направление развития Божественной программы, звучат с особой силой в словах Всевышнего, обращенных к Авраѓаму в «завете между рассеченными половинами», брит бейн ѓа-бтарим: «И сказал Он Авраму: Знай же, знай, что чужанином будет потомство твое на земле, не им (принадлежащей), и будут порабощать их и угнетать их, четыреста лет. И также народ, у которого в порабощении будут, судить буду я, а затем они выйдут с большим имуществом. А четвертое поколение возвратится сюда…» (Берешит 15:13-16).
И после осуществления первой части Программы во время египетского рабства Писание перечисляет следующие этапы, связанные с освобождением из рабства, в описании четырех ступеней Освобождения: «и Я выведу вас из-под тягот Египта, и спасу вас от порабощения их, и избавлю вас мышцей простертою и великими судами. И возьму вас Мне народом, и буду вам Богом» (Шмот 6:6-7).
Следует обратить внимание, что в описании четвертого этапа «И возьму вас Мне народом, и буду вам Богом» добавляется еще одно звено к сказанному в «завете между рассеченными половинами», которое, по словам Рамбана, несет весть о Даровании Торы на горе Синай: «”И возьму вас Мне народом, и буду вам Богом” – когда придете к горе Синай и получите Тору».
Но и Дарование Торы не является конечной точке и перед нами еще пятая ступень, завершающая предыдущие четыре ступени Освобождения – «И приведу вас на землю» (6:8). Тому же, кто вслушивается в эту «программную речь» Освобождения в начале раздела Ваэра представляется, что программа теперь полностью выполнена и завершена. Но вот мы видим, что после рассечения Красного моря, когда Израиль наконец удостоился распрямиться, встать в полный рост и возликовать возвышенной «Песней на море» – шират ѓа-ям, обращая свой взор в даль грядущих событий, мы слышим рвущиеся из глубин голоса, возвещающие о следующих этапах в процессе Освобождения: «Ты приведешь их и насадишь их на горе удела Твоего — (это) место, уготовленное для пребывания Твоего, (которое) Ты воздвиг, Господи, Святыня, Господи и мой, (которую) основали руки Твои. Господь будет царствовать на веки вечные» (15:17-18).
Ритм дерева
В рамках этой статьи давайте сосредоточимся на обещании Всевышнего «и насадишь их» – ветитаэмо (Шмот 15:17), что вполне соответствует тематике праздника Ту би-Шват, обычного происходящего близко к нашему недельному разделу Бешалах.
Сравнение народа Израиля с деревом не раз встречается в Писании, однако здесь, в Песне на море, оно появляется впервые и стоит попытаться понять хотя бы часть смыслов, таящихся в нем.
Представляется, что Тора, прежде всего, стремится подчеркнуть надежную связь с Землей на протяжении многих дней и лет, подобно дереву, дни которого долги. И действительно так пишет Ибн Эзра: «”и насадишь их” – просьба, чтобы существовали там (в Земле Израиль) долго и не ушли в рассеяние из нее, как сказано: “На горе высочайшей (для) Израиля Я посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и станет кедром величественным” (Йехезкель 17:23).»
Также и в пророческих словах утешения Йешаяѓу продолжительность жизни Народа на его Земле уподобляется продолжительности дней дерева: «Не будут они строить, а другие – жить, не будут они сажать, а другие – есть, ибо как дни дерева (будут) дни народа Моего и дело рук своих переживут избранники Мои (65:22)».
Но, возможно, здесь речь идет не только об обнадеживающей вести, но также и о скрытом требовании: запастись «мужеством терпения» необходимым для привыкания и пускания корней в Земле, подобно дереву, постепенно пускающему корни вглубь земли и ожидающему долгие годы появления многочисленных ветвей и, наконец-то, приносящему плоды. Тот, кто пытается всеми силами сократить дорогу, может быстро отчаяться, тогда, как тот, кто осознает, что ему предстоит долгий путь, обуславливающий необходимость привыкания к неторопливому ритму дерева, знает, что ему необходимо набраться терпения и быть готовому к затяжному процессу «вживания».
И, возможно, мы чувствуем скрытую иронию в словах раби Аба в трактате Санѓедрин (98 Б): «И сказал раби Аба: “Нет у тебя конца (страданиям, то есть приход Машиаха) более ясного, чем сказано: “А вы, горы Израиля, ветви свои дадите и плоды свои вознесете народу Моему, Израилю, ибо скоро придут они” (Йехезкель 36:8)». То есть, этот конец действительно реален и ясен для понимания и нет необходимости вычислять его по гематрии (метод анализа смысла слов и фраз на основе числовых значений буквы) или скрытым в текстах намекам. Достаточно всмотреться в Землю Израиль, вновь цветущую и приносящую обильные плоды. Однако, и этот ясный конец будет скрыт от того, кто с нетерпением стоит около дерева, ожидая быстрого появления плодов в считанные минуты или максимум… получаса.
Роль «погибших клеток»
И есть еще дополнительный момент, общий для жизни дерева и жизни народа.
Дерево состоит из различных частей: корни и ствол, ветви и листья, цветы и плоды. При этом у всех частей своя роль в структуре дерева и каждая из них одновременно вносит и свою лепту, а также получает от других. Любое отделение листа от ветви, ветви от ствола и ствола от корней неминуемо приведет к его гибели, поскольку связь с деревом является для них источником жизни.
Подобно этому у каждого человека в народе Израиль есть своя уникальная роль, при этом он неразрывно связан с «древом жизни» всей нации, и она является источником его жизненной силы. Об этом пишет рав Кук в книге «Орот ѓа- Тхия» (Огни Возрождения): «Счастлив тот, кто видит себя неразрывно связанным со всеми душами народа Израиль, надела Всевышнего, когда любое побуждение его мысли, чувств и разума являются скрытым проявлением общей жизненности. Внутреннее осознание того, что мы части большого плодоносящего дерева жизни, и чем больше наше вовлечение в «тело дерева», тем более полнокровной и совершенной является наша личная жизнь в настоящем и в будущем, которая принесет расцвет и возрождение и для всего народа. Только такая интеграция личного и национального приведет к окончательному Избавлению, которого мы так жаждем и к которому так стремимся.
***
Эта точка зрения высветилась под особым углом в словах офицера ЦАГАЛя высокого ранга, посвященных павшему в бою товарищу, бойцу. И вот его слова прощания с ним над открытой могилой: «…ибо как дни дерева (будут) дни народа Моего» (Йешаяѓу 65:22). Народ наш подобен дереву. Оба они представляют собой органическое целое, в котором у каждой части своя особая роль. Помню на уроке ботаники после того, как нам объяснили, что у каждой части дерева есть своя особая роль в его природном цикле, я набрался смелости и спросил учительницу: “Ведь мы учили, что у дерева есть мертвые клетки, которые уже выполнили свою роль, но при этом все-же продолжают оставаться в нем. Какая же их роль в дереве? И тогда учительница ответила мне, когда ее лицо осветилось особым светом – и у этих клеток тоже есть своя роль! В их заслугу дерево продолжает гордо тянутся в высь! И здесь офицер продолжил, с трудом сдерживая слезы, – друг мой, брат мой, павший в бою, а с тобой и поколения поколений, освятивших Его Имя с давних времен и до сегодняшнего дня, – все вы остались с нами, как неотъемлемая, органическая часть тела нашего народа. Вы даете нам возможность гордо выпрямиться и продолжить расти выше и выше».
В те минуты, когда я слышал эту проникновенную речь, вспомнились мне слова древние, но столь актуальные и сегодня – «Ты приведешь их и насадишь их на горе удела Твоего» (Шмот 15:17), Ты – Владыка мира, «тех, кто здесь с нами…, и с теми, кого нет здесь с нами сегодня» (Дварим 29:14).