Недельные разделы

Лестница, имя которой Человек | Раздел Ваеце

по книге "Немного света" рав Ханан Порат

Предисловие

«И снилось ему: и вот лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает небес; и вот ангелы Божьи восходят и нисходят по ней. И вот Господь стоит над ним, и сказал Он: Я Господь, Б-г Авраама, отца твоего, и Б-г Ицхака! Землю, на которой ты лежишь, тебе дам ее и твоему потомству» (Берешит 28:12-13).

Книга Берешит, начиная с раздела «Ваеце» и далее, чередуется историями о самых различных снах: начиная со сна Яакова и Йосефа до снов виночерпия, пекаря и фараона. Но, вне всяких сомнений, самый значимый из них первый сон – сон о лестнице.

Резкое противоречие между затруднительным положением, чреватым смертельной опасностью, в котором находится Яаков, убегающий от мести Эсава, с одной стороны, и величественным сном, который возносит его к вершинам духа, с другой стороны, преподносит нам важный урок о том, что истинная реальность не измеряется видимой глазом внешней стороной дела, а, напротив, внутреннее духовное состояние, озаряющее сознание человека во сне или наяву, имеет неизмеримо большую силу перед материальными условиями его существования.

Это понимание отлично выражено в глубоком выражении рабби Цадока ѓа-Коѓена из Люблина: «Сущность человека находится там, где пребывают его мысли». И кажется, что именно это представление может быть ключом к пониманию тайны «лестницы Яакова».

Аллегория и ее смысл в образе «Лестницы»

В качестве отправной точки в разборе аллегории «Лестницы» следует отметить слова Рамбама в предисловие к книге «Путеводитель заблудших», где он проводит различие между двумя видами аллегорий в Писании: «И следует тебе знать, что в пророческих аллегориях существуют два подхода – тот, в котором каждое слово несет смысловую нагрузку, и тот, в котором вся аллегория целиком указывает на одну идею. При этом, в последнем случае, может быть, что многие слова не добавляют по отдельности дополнительный смысл в значение аллегории, а призваны лишь иллюстрировать ее».

В качестве примера аллегории, в которой каждое слово имеет свой смысл, Рамбам приводит именно аллегорию Лестницы: «И вот пример первого вида пророческой аллегории сказанного “…и вот лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает небес; и вот ангелы Божьи восходят и нисходят по ней. И вот Господь стоит над ним”, где: “лестница” указывает на определённый смысл, и “поставлена на землю” указывает на второй смысл, и “вершина ее достигает небес” указывает на третий смысл, и “и вот ангелы Божьи восходят и нисходят по ней” указывает на четвертый смысл, и “восходят” указывает на пятый смысл, и “нисходят по ней” указывает на шестой смысл, и “И вот Господь стоит над ним” указывает на седьмой смысл. То есть, здесь каждое слово или выражение несут дополнительную смысловую нагрузку в общем смысле аллегории.

В свете этих слов Рамбама нам следует проверить, в чем заключается смысл, скрытый в внутри аллегории Лестницы, учитывая, при этом, что словоסולם  – сулам, лестница, столь обычное в наши дни, является уникальным и нет ему похожего во всем Писании.

С тем, чтобы проиллюстрировать насколько здесь значение слово сулам, Лестница, в корне отличается от своего сегодняшнего, бытового, смысла, давайте рассмотрим комментарий Раши, который не относится напрямую к слову сулам, но объясняет, по следам Мидраш Раба, выражение “поднимаются и опускаются”: «Что означает “поднимаются и опускаются”? Ведь представляется, что было бы логичнее написать сначала “опускаются», а затем “поднимаются”. Однако, следует понимать, что ангелы, которые сопровождали Яакова в Земле Израиля, не выходят за пределы Земли. Поэтому, дойдя до границы Земли, они поднимаются к своду Небес. А ангелы “заграничные” спускаются и сопровождают его дальше, за пределы Земли Израиль.

Комментарий Раши отлично объясняет роль ангелов в качестве «телохранителей» Яакова, дополнительно поясняя «механизм» охраны Яакова внутри Земли Израиль и вне ее, подчеркивая смысл «поднятия и опускания» ангелов. Но при этом, из этого комментария не понятен смысл самой Лестницы. Трудно представить себе, что ангелы небесные нуждаются в лестнице, подобно существам человеческим, или предположить, что она здесь играет лишь роль иллюстративного элемента, приближающего всю ситуацию к человеческому пониманию. И невозможно не прийти к выводу, что Лестница в этой истории несет какой-то свой, скрытый в ней смысл, несравненно более глубокий, чем чисто художественный прием.

Поднимаются и опускаются… в самом Яакове

Глубокий смысл аллегории Лестницы можно подчерпнуть из спора мудрецов в Мидраш Раба в отношении сна Яакова: «и вот ангелы Божьи восходят и нисходят по ней» – рабби Хия и рабби Инай: один сказал “поднимаются и опускаются по лестнице”, а другой сказал: “поднимаются и опускаются в Яакове”. И также в отношении сказанного – “И вот Господь стоит над ним” – рабби Хия и рабби Инай: один сказал “над ней – на лестнице”, другой сказал ” над ним – над Яаковым”».

И представляется, что, на самом деле, между ними нет спора, поскольку один говорит об аллегории, тогда, как второй говорит о смысле этой аллегории.

То есть, образ Лестницы, открывающейся Яакову в его сне, это, по существу, сам Яаков, который уносится во сне в высшие дали и, говоря о самом общем смысле Лестницы, – это образ Человека.

Человек во плоти – это «лестница, поставленная на земле»! А душа, представляющая Божественную искру в нем, спустилась с Небес обитать в его теле, хотя и бренном, но «вершиной достигающем небес». И в силах человека вознестись ввысь, главой достигая Небес, к Богу, «стоящему над ним» и призывающего его подняться к корням души своей и источнику жизни, в соответствии со сказанным псалмопевцем «Доводишь Ты человека до изнеможения и говоришь: “Возвратитесь, сыны человеческие!» (Теѓилим 90:3).

И так, уже в начале сотворения человека сказано о нем: «И сделал Господь Бог человека — прах с земли, и вдохнул в ноздри ему дыхание жизни, и стал человек живым существом» (Берешит 2:7).

И в этом чудесном соединении между Божественной душой сверху и прахом земным снизу и кроется тайна Лестницы, объединяющей дух и материю, небо и землю, высшие и нижние миры…

Действительно, разве будет Бог жить на земле?

Для лучшего понимания сказанного, давайте всмотримся в молитву царя Шломо во время освящения построенного им Храма.

В начале своей молитвы Шломо настойчиво вопрошает: «Действительно, разве будет Бог жить на земле? Ведь небо и небеса небес не могут вместить Тебя, тем менее этот дом, который я построил» (Млахим I 8:27).

Действительно, вопрошает царь Шломо, существует ли связь между Всевышним, обитающим в высотах, и приземленной человеческой реальностью? И, более того, есть ли смысл в воздвижении Храма земного и в ожидании того, что Божественное присутствие будет пребывать в нем?

Ответ иудаизма, в отличии от греческих философов, предполагающих, что «Бог выше познания частного, ибо частное подвержено изменениям, Божественное же познание неизменно. Он не знает тебя и тем более не знает твоих действий или намерений» (Кузари гл.I), выражен в словах Яакова, пробуждающегося от ночного видения – «Воистину, есть Господь на месте этом!» и «Не что иное это, как Дом Божий!».

Но теперь посмотрим, как воплощается в Писании принцип, указанный мудрецами – «слова Торы бедны (краткие) в одном месте и богаты (более полные) в другом». В книге Диврей ѓа-Ямим к молитве царя Шломо, указанной выше, добавлены два слова, несущие чрезвычайно важную смысловую нагрузку – «Но воистину, разве станет Б-г жить с человеком на земле?» (Диврей ѓа-Ямим II 6:18). И так вопрос превращается в желаемое утверждение! Ведь «из плоти своей узришь Божественное» говорит Шломо, ведь душу свою трепещущую откроешь в теле своем, а она уж знает наверняка, что «станет Бог жить с человеком на земле».

И теперь, достигнув этого понимания, стоит сделать всего лишь еще один шаг, чтобы понять, что, если Бог обитает на земле и Лестница, соединяющая Небо и Землю, это и есть Человек – «Лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает небес» – «Человек в своей молитве возвышающийся до Небес» (рав Кук Мусар ѓа-Кодеш 57).

Вместе с тем, Лестница эта, имя которой Человек, вовсе не статическая, а динамическая, и восхождение по ней постепенное – ступень за ступенью. Ангелы Бога призывают и торопят его подниматься «путем праведников», который обязывает исправление поступков человека к лучшему, виток за витком, по направлению к «дому Божьему», Бейт-Эль, который видит Яаков.

Но только поднятие к Источнику жизни и света недостаточно, оно должно вести к спуску в «теснины жизни» для освещение всех сторон человеческой деятельности и следующего за ним нового подъема. Поэтому-то «ангелы Божьи восходят и нисходят по ней» – то есть подъем для спуска и следующего за ним нового подъема с ощущением, что «вот Господь стоит над ним».

В этом и заключается миссия Яакова, освящающего своими земными делами имя Бога, и в этом его послание для потомков – строить Дом Бога здесь, на земле, в Стране Израиль, где открылось ему Его присутствие и откуда будет светить свет Торы и Избавления всему человечеству, как и было сказано Яакову в его величественном сне – «и благословляться будут тобою все семейства земли» (Берешит 28:14).

ЛИЛЬМОД

Онлайн колледж еврейских знаний - курсы, обсуждения, дискуссии, хевруты. || Объявления о занятиях - https://chat.whatsapp.com/LW8sKPcMzuE0KOS6Qr4ni4. || Убедительная просьба помочь нам в проведении занятий - возможности пожертвования здесь - https://bit.ly/31aZfNO, включая переводы на карточку в России и Украине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button