Недельные разделы

Каков же будет его конец? | Раздел Ки Теце, рав Ханан Порат

по книге "Немного света" מעט מן האור

Раздел “Ки Теце” содержит многочисленны заповеди, более чем в любом другом разделе в Торе и охватывает весь спектр жизни человека: заповеди, связанные с отношениями между человеком и Богом, отношениями между человеком и его ближним, отношениями между индивидуумом и народом, мужем и женой.

В начале раздела мы знакомимся с тремя “болезненными” историями, которые, по мнению мудрецов, связаны одна с другой: первая -“красивая пленница” (אישת יפת תואר), вторая – “любимая жена и нелюбимая” (האהובה והשנואה) и третья – “сын-негодяй” (בן סורר ומורה). Среди них самой сложной является история непокорного и упрямого сына, конец которой ужасен: “и побьют его все люди его города камнями – и он умрет” (Дварим 21:21).

И хотя мы находим “слабое утешение” в словах мудрецов о том, что “упрямого и непокорного сына не было и не будет, но изучение этой теоретической ситуации важно” (Санѓедрин 71а), тем не менее, эта трагическая история имеет горький привкус и нам достаточно трудно понять, какой реальный смысл она имеет для нас, и почему нам стоит заниматься и обсуждать то, что не существовало и не будет и в будущем.

“Пусть умрет праведником, а не умрет виновным”

Исходная точка нашего обсуждения заключена в принципиальном вопросе: за что же был вынесен смертный приговор непокорному и упрямому сыну? За то, что он украл деньги у родителей, нажрался и напился ему полагается побиение камнями??? И вот, как мудрецы отвечали на этот вопрос: “Сыну непокорному и упрямому выносят смертный приговор, предвидя преступления, которые он способен совершить в будущем – разорит своих родителей, забирая у них деньги для удовлетворения своих непомерных расходов и, растратя все, выйдет на большую дорогу, грабя прохожих. И Тора говорит: пусть умрет праведником, а не умрет виновным (Раши на 21:18, в соответствии с Гемарой в Санѓедрин 72).

Именно эта “траектория падения”, заранее определяющая точки падения по ней, проясняет сказанное мудрецам, что “сын бунтующий и упрямый не был и не будет”, так как утверждение, что, начав с обжорства и пьянства дойдет до разбоя и убийства, представляется далекой от действительности и, соответственно, не оправдывающее “превентивную” смертную казнь. Однако сам принцип утверждающий, что нам следует рассматривать человека по его делам сегодня, исходя из того, какой потенциал заключен в них для его поступков в будущем, требует серьезного и глубокого анализа.

***

Рав Элияѓу Мизрахи, выдающийся толкователь Раши, рассматривает этот вопрос, сравнивая его с высказываниями Раши, касательно другого случая, а именно в истории с Ишмаэлем, когда тот находится на грани смерти от жажды в пустыне – “И услышал Б-г голос отрока, и воззвал ангел Божий к Агарь с небес и сказал ей: Что тебе, Агарь? Не страшись, ибо услышал Бог голос отрока там, где он сейчас” (Брейшит 21:17). И вот его слова: “Раши объясняет выражение ” там, где он сейчас” (באשר הוא שם), основываясь на Гемаре в тр. Рош Ѓашана 16Б), так: “согласно его делам сейчас он судим, а не за его поступки в будущем. И тогда ангелы служения обвиняют и говорят: “Господь мира, тому, кто в будущем будет убивать Твоих сыновей жаждой, Ты доставишь ему колодец?” И Он отвечает им: “А сейчас, кто он – праведник или грешник?” Сказали ему: “Праведник!” Он сказал им: “По его делам сейчас сужу Я его”. И в этом смысл сказанного: “там, где он сейчас” (באשר הוא שם)”.

Рав Элияѓу Мизрахи усматривает здесь трудность и спрашивает: “Не возникает ли здесь противоречие между судьбой сына, “бунтующего и упрямого”, судимого по своей деятельности в будущем, и Ишмаэлем, который судится по его деятельности сейчас?” И его ответ таков: “Ишмаэль отличается от сына “упрямого и буйного”(בן סורר ומורה) тем, что он в настоящий момент не умертвляет жаждой сыновей Израиля и даже не помышляет об этом, тогда как сын “упрямый и буйный” уже идет к своему смертному греху, разоряя своих родителей, забирая у них деньги для удовлетворения своих непомерных расходов и, растратя все, выйдет на большую дорогу грабить и убивать прохожих.

У каждого человека есть “там, где он сейчас”.

Хорошо сформулировал воспитательный вывод из слов рава Элияѓу Мизрахи рав Хаим Голдвейхт ז”ל, руководитель ешивы Керем бе-Явне, в драше, которую он обычно произносил в преддверии Десяти дней раскаяния, ימים נוראים. И так он говорил:

Вопрос, стоящий перед каждым человеком, заключается в том, где находится его “там, где он сейчас”. Является ли он сыном “упрямым и буйным”, чье зло развивается внутри него подобно сказанному “корень, плодящий яд и полынь” (Дварим 29:17), или он, как Ишмаэль, брошенный на гибель в пустыне и кричащий к Господу из глубин своего сердца? И тогда, даже если он потерпит неудачу в своем поведении в будущем, его судят по его делам сегодня. И в этом глубокий смысл чтения отрывка “Ишмаэль” в чтении Торы на Рош Ѓашана, чтобы показать всем живущим, что можно начать новую страницу “в том месте, где ты сейчас”.

Как замечательны эти слова, которые настолько актуальны и для нашего поколения. Мы должны научиться смотреть на каждого человека взглядом одобрительным, имея при этом в виду и самих себя, и не считать, что, даже если сейчас все идет хорошо, то в будущем, конечно, все испортится. С другой стороны, неправильно закрывать глаза на те недостатки, которые способны привести к плохим последствиям в будущем, и мы должны справляться с ними уже сейчас, на этапе их зарождения. Действительно, такого сына “упрямого и буйного” не было в действительности и, по-видимому, не будет и в будущем, но его история поучительна и касается каждого человеку “там, где он сейчас”. И о каждом, умеющему выучить эту историю и сделать из нее правильные выводы, сказано: “Учи и получишь награду”.

Ки -Теце-ивр

Скачать ивритский текст оригинала здесь

ЛИЛЬМОД

Онлайн колледж еврейских знаний - курсы, обсуждения, дискуссии, хевруты. || Объявления о занятиях - https://chat.whatsapp.com/LW8sKPcMzuE0KOS6Qr4ni4. || Убедительная просьба помочь нам в проведении занятий - возможности пожертвования здесь - https://bit.ly/31aZfNO, включая переводы на карточку в России и Украине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button