Недельные разделы

Слушай! Четыре уровня понимания | раздел Ваэтханан | рав Ханан Порат

комментарий р. Ханана Пората "Немного света" מעט מן האור

Отрывок «Шма Исраэль», который мы читаем в недельном разделе Ваэтханан, один из самых известных в Торе, и каждому еврею заповедано каждый день произносить его  «дважды с любовью». В рамках этого обсуждения мы остановимся на одном слове, открывающем этот отрывок: «Слушай!». Это слово, которое на первый взгляд, кажется таким простым и техническим, включает в себя как минимум четыре уровня понимания, следующих в таком порядке: слушание, понимание, намерение и принятие.

  1. Первый уровень представляется принципиально простым: слух уха.

И действительно, из этого мудрецы определили: тот, кто читает Шма, должен сказать вслух, чтобы услышать произносимое, как сказано: «Слушай Израиль…» (трактат Брахот 15:1).

И хотя задним числом он выполнил эту заповедь, даже если он и не услышал, но «при условии, что он произносит это своими устами» (Шулхан Арух, законы чтения Шма 72, 3), изначально есть обязанность: «Слушай ушами твоими то, что произносишь из уст твоих» (там же тр. Брахот).

2. Второй уровень Шма заключается в понимание смысла произносимых слов.

Поэтому тот, кто не понимает, что он говорит, даже если он слышал слова своими ушами и произносит их внимательно и правильно, не выполнил заповеди чтения Шма.

Исходя из этого, Ѓалаха (кодекс религиозный законов) постановила на практике, что человек может читать Шма на любом языке, при условии, что он понимает значение слов, «как сказано: «Шма (слушай) на том языке, который ты слышишь (понимаешь)» (тр. Брахот 13:1). Хотя очевидно, что изначально «правильное исполнение заповеди состоит в том, чтобы произнести Шма на священном языке» (Мишна Брура, законы чтения Шма 77, 2), и даже тот, кто недостаточно владеет ивритом, ему надлежит научиться понимать смысл отрывка «Шма» с тем, чтобы он мог читать его на святом языке, но в любом случае понимание имеет решающее значение.

От «намерения» к «принятию»

3. Третий уровень значения Шма в намерение и внимании к тому, что произносится!

Человек может услышать произносимые им слова и даже понимать их смысл, при этом не обращая на них должного внимания и не усваивая их значения. И если он сделал так, то обязанность чтения Шма не была исполнена, поскольку: «Произносящий Шма обязан «настроить сердце» (тр. Брахот 13:1).

Упомянутое здесь «намерение сердца» не означает обязательного условия для исполнения заповеди чтения Шма. Вопрос об обязательности намерения для выполнения заповеди является отдельной и важной темой, разбираемой мудрецами и в любом случае это касается всех заповедей, а не только чтения Шма. Однако для чтения Шма требуется особое намерение сердца и в отношении него постановлено по мнению всех:

Произносит Шма, но «не настраивает сердца своего» в первом стихе отрывка, «Шма Исраэль», не выполнил заповеди.

Различие между двумя «настройками» ясно  указано в Мишне Брура (ѓалахический кодекс рабби Исраэля-Меира Коэна (Польша, 1838—1933 гг., известного как Хафец-Хаим): «Намерение сердца, упомянутое здесь (в чтении Шма), не является (общим) намерением, необходимым для исполнения заповедей, а речь здесь  о проникновении в смысл и принятии на сердце того, что говорит».

Хотя следует отметить, что, по мнению рабби Акивы, обязанность намерения сердца при чтении Шма выводится из фразы «на сердце твоем», которая следует за этим отрывком, и, следовательно, по его мнению, «ты учишь, что весь отрывок нуждается в намерении» (Барахот 13).

Однако ѓалаха здесь устанавливается по  мнению рабби Меира о том, что только первый стих «Шма Исраэль» нуждается в намерении, и нам следует признать, что особость этого намерения, которое относится только к первому стиху, происходит от слова — «Шма» (Слушай)! От человека требуется не только понять слова, но и усвоить их в своем сердце, согласно словам Писания у пророка Йешаяѓу (6:10): «… и не услышал ушами своими, и чтоб не поняло сердце его…».

4. Четвертый уровень, заложенный в слове Шма (Слушай), означает принятие! Как сказали мудрецы: «Эта вещь мне приемлема, и я чувствую себя обязанным ей». То есть, и здесь тоже подчеркивается, что человек может слышать слова ушами, понимать их и даже отождествлять себя с ними, но, если он не берется осуществлять их на практике, он не выполнил своего обязательства по чтению Шма. Поэтому мудрецы определяют «чтение Шма» как «принятие ига Царства Небесного» согласно сказанному рабби Йеѓошуа бен Карха в Мишне Брахот (2:1): «Почему отрывок Шма (Слушай Израиль) предшествует отрывку из последующего недельного раздела Экев «И будет: за то, что будете слушать»? Дабы сначала принял на себя иго Царства Небесного, а потом уже принимает ярмо заповедей».

А если ты спросишь – где именно мы находим принятие ига Царства Небесного в отрывке Шма, а ярма заповедей в отрывке «И будет: за то, что будете слушать», то вот ответ. Поскольку в отрывке из раздела Экев сказано: «И будет: за то, что будете слушать к моим заповедям», то это означает принятия на себя заповедей. Но, тогда из это мы можем также и выучить,, что и в первом стихе отрывка Шма – «Слушай Израиль» речь также идет о принятии ига Царства Небесного полной верой.

❖ ❖ ❖

Итак, мы видим, как велика устная Тора, выводящая законы чтения Шма во всех ее подробностях и грамматике, из изучения глубин простого смысла (пшат) понимания Писания, и как велика письменная Тора, таящая все основы закона в одном слове, таком простом, но великом – «Слушай»!

Замечу при этом на полях – эта одна из моих главных задач, которую я хочу  донести до читателя в моем комментарии к Пятикнижию «Немного света…» – показать каким образом вырастает Устная Тора из Письменной и насколько релевантны слова обоих Учений с древнейших времен и до наших дней

Слышишь ли ты?

…и все-таки главное пока не сказано!

Главное же в том, чтобы все четыре слоя, вложенные в Шма, не оторваны друг от друга и не должны рассматриваться как некая «модулярная структура», позволяющая обособить каждую часть, как нечто стоящее само по себе.

Перед нами одно органическое соединение, которое растет и поднимается от слушания к принятию. Одна мелодия, которая развивается и поднимается.

Голос, который эхом раздается во всех мирах и взывает «Шма Исраэль» должен достичь ваших ушей и вызвать не только вибрацию барабанных перепонок, но и всех фибров вашей души, и получить реальное выражение в бытии вашей жизни: слушание ведет к пониманию, понимание ведет к намерению, а намерение ведет к принятию.

Если вы не приняли ига Царства Небесного и не прилепились к Единому всем сердцем, то это признак того, что вы не полностью усвоили звук, направленный на вас, и вы даже не начали слышать голос, зовущий слышать! Потому, что по-настоящему услышать – значит по-настоящему прилепиться… вот и все! Как в стихотворении Ханы Санеш[1] «Голос позвал, и я пошел». Я пошел, потому что голос звал.

[1] Хана Сенеш – венгерская еврейка, которая в марте 1944 года вызвалась спрыгнуть с парашютом на территорию оккупированной Европы, чтобы помочь организовать вооруженное сопротивление. В июне, почти сразу после пересечения венгерской границы, Хану арестовали и расстреляли 7 ноября 1944 года. Ей было всего 23 года. Хана Сенеш национальный герой Израиля.

ЛИЛЬМОД

Онлайн колледж еврейских знаний - курсы, обсуждения, дискуссии, хевруты. || Объявления о занятиях - https://chat.whatsapp.com/LW8sKPcMzuE0KOS6Qr4ni4. || Убедительная просьба помочь нам в проведении занятий - возможности пожертвования здесь - https://bit.ly/31aZfNO, включая переводы на карточку в России и Украине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button