Идите и владейте землей! | раздел Дварим | рав Ханан Порат
комментарий р. Ханана Пората "Немного света" מעט מן האור
«Идите и владейте землей» (Дварим 1:8)
Вся книга Дварим от начальных слов “Вот слова” и до заканчивающих слов “перед глазами всего Израиля” по существу представляет собой одну грандиозную речь Моше рабейну, стоящего в степи Моав (арвот моав, ивр.), ступающего к концу жизни (аров ямав, ивр.) и обозначающего перед глазами народа Израиль тот путь, по которому он будет идти на все времена.
Торжественные слова, открывающие его речь – “начал Моше, разъясняя это Учение, говоря” (Дварим 1:5) как будто подразумевают, что за ними последует изложение основ этого Учения подобно тексту Шма (Слушай Израиль) или Десяти речениям.
Но, к нашему удивлению, мы слышим совсем другое “разъяснение”:
“Господь, Б-г наш, говорил нам на Хореве так: Довольно вам оставаться у этой горы; Обратитесь и отправляйтесь в путь, и идите к горе эмори и ко всем соседям его на равнине, на горе и в низине, и на юге и на побережье морском, на землю кенаани и к Леванону до потока великого, потока Прат. Смотри, Я дал пред вами землю. Идите и владейте землей…” (Дварим 1:6-8).
И действительно, вот послание, которое Моше хочет запечатлеть перед народом Израиль накануне его вхождения в Землю: овладение Страной и ее заселение не является исключительно национальной задачей необходимой для физического выживания нации, но представляют собой саму суть Учения, в основе которого заложена Страна Израиль, без которой само это Учение повисает в воздухе, теряя любые “разъяснения” существования еврейской жизни на Земле.
Как противовес национальному предательству
Бескомпромиссные слова в духе вышесказанного произнес рав Кук в 1917 году накануне опубликования Декларации Бальфура в публичном выступлении, говоря:
“Горькой насмешкой нам весь это спор о том, является ли смысл нашего существования национальным или религиозным.
Единство сказанного “Ты Един и Имя Твое Едино и кто, как народ Твой единый в Стране” не будет разъедено и разделено на отдельные части никогда.
Цельность нашей изначальной души не подлежит никоим образом к расчленению на отдельные куски в виде “национального” и “религиозного”… И духовная узость тех, которые стремятся раздробить цельность нашей жизненной силы и оторваться от нее в виде отдельных частей – это предательство не только иудаизму, но и всему человечеству”.
Эти слова рава Кука были обращены в свое время к реформистам и ассимиляторам из среды евреев и антисемитам из среды британцев, стремившихся воспрепятствовать Декларации Бальфура, провозглашавшей о создании еврейского национального очага в Стране Израиль.
Но слова рава Кука имеют огромную силу и актуальность и в наши дни, обращенные как против харедимного , так и нерелигиозного подхода, в соответствии с которым следует разделять между национальным и религиозным, между Торой и Страной, и рабаним следует остерегаться, не вмешиваясь в вопросы политики и не вынося религиозных постановлений ((הלכות в отношении Страны Израиль.
В противовес всем этим заповедует Тора – прекрати толковать не в соответствии с написанным!
Вслушайтесь в то, что Всевышний требует от вас, не пытайтесь уклониться от прямого смысла: “Идите и владейте землей, о которой клялся Всевышний отцам вашим”.
***
Среди всех комментаторов первых поколений и последних замечательно сказал великий комментатор Рамбан, поясняя и подчеркивая важность заселения Земли Израиля, так комментируя вышеприведенный стих: “Идите и владейте землей – (практическая) заповедь! А не только предназначение или обещание”. Более того, эту заповедь, “которую упоминает Писание в столь многих местах”, освещая в каждом месте с разной точки зрения, нам следует внимательно изучить и понять, что от нас требуется для выполнения в нашем недельном разделе.
И представляется, что мы можем указать здесь на два особых момента.
Первый: уже в окончании книги Бемидбар (33:53) мы находим заповедь овладения Страной, при этом она указана там в грамматической форме активного действия – “и овладеете (будете наследовать) Страной”. Раши комментирует здесь – “овладеете означает изгоните жителей от лица вашего”.
Из этого мы можем выучить, что нам не следует только удовлетворяться восхождением в Страну Израиль и ее заселением, но и действовать для ее наследования, то есть обосновываться и укрепляться, устанавливая еврейскую государственность. При этом именно этот аспект является главным, а не изгнание не евреев из Страны.
И это подчеркивает Рамбан – изгнание (противостоящих) народов является необходимым условием завоевания Земли в определенное время, то есть тактикой. Тогда, как нашей стратегией должно быть установление прочной еврейской государственности в Земле Израиль.
Второй: из дальнейшего комментария Рамбана, обращающего внимание на то, что Тора, описывая Страну, подлежащую завоеванию, не останавливается на описании только границ, а добавляет – “и равнину, и горы”, находящиеся внутри границ, следует, что речь идет не о создании “безопасного убежища” с надежными границами, а о овладении всей Страной, не упуская ни одного места.
Удивительно насколько актуальны эти слова для нашего поколения и насколько соответствуют они посту 9 ава, выпадающего на раздел Дварим, когда нас призывают исправить преступление разведчиков, пренебрегших Страной Израиля и установивших своими действиями “плач на поколения”, и вернуться, прилепляясь душой и телом к желанной сСтране предков.