Статьи

9 Ава, изгнание из Испании, рав Ури Шерки

из книги "Беод Моэд" (в преддверии праздников)

9 Ава — историческая дата

Изгнание из Испании, одно из самых трагичных событий в истории народа Израиля, произошло 9 Ава. Удивительно, что все самые трагические события в истории нашей нации произошли именно в этот день. Этот феномен доказывает, что мы не оставлены и что есть Тот, Кто направляет события. Если бы эти события произошли в разные даты, мы могли бы подумать, что, возможно, Всевышний оставил нас и что Он не присутствует среди нас, не дай Бог. Но из-за того, что все эти события произошли в одну и ту же дату, можно заключить, что Всевышний заботится о нас даже тогда, когда Он наказывает нас, и направляет каждое событие и происшествие в нужный момент. Таким образом, есть хотя бы небольшое утешение в том, что эти тяжёлые беды произошли именно в одну дату, 9 Ава.

Мишна (Таанит 4:6) перечисляет пять событий, произошедших 9 Ава:
«Пять бед постигли наших отцов 17 Тамуза и пять — 9 Ава. 17 тамуза были разбиты скрижали, прекратился тамид (храмовая жертва всесожжения, приносимая два раза в день), была проломлена городская стена, Апостемос сжег Тору и поставил идола в святилище храма. 9 Ава был вынесен приговор нашим отцам, что не войдут они в Страну, был разрушен Храм и в первый раз, и во второй, пал Бейтар и был распахан город (Йерушалаим). Как только начинается месяц Ав, уменьшают веселье».

С тех пор, как была написана Мишна, 9 Ава добавились новые бедствия, среди которых наиболее заметными являются: изгнание из Испании и начало Первой мировой войны. Тот факт, что изгнание из Испании произошло 9 Ава, учит нас, что это событие было более значимым, чем многие другие бедствия, которые постигли наш народ на протяжении всей истории.

Год 1492

Необходимо пояснить, чем было так страшно изгнание из Испании. В то время также произошли значительные изгнания из нескольких других стран Европы: Франции, Англии и Германии. Тем не менее, изгнание из Испании занимает особое место, и представляется, что оно было гораздо более масштабным, чем другие изгнания. Чтобы понять его особенное значение, стоит заняться метафизическим смыслом 1492 года (по еврейскому календарю), в котором произошло изгнание из Испании, и это, как мы увидим дальше, объясняет, почему именно в это время произошло изгнание.

У мудрецов Каббалы есть намек, основанный на Талмуде, что поскольку дни мира составляют шесть тысяч лет, существует соответствие между шестью днями творения и шестью тысячами лет мира. Источник этой аналогии мы находим у Рамбана, а позже она была развита Гаоном из Вильны.

В этой системе существует порядок в истории, который можно предсказать заранее, основываясь на структуре шести дней творения мира. Сейчас мы находимся в шестом тысячелетии, то есть в период с 5001 по 6000 годы, что соответствует шестому дню творения, в который был создан человек. Таким образом, можно было вычислить, когда будет основано Государство Израиль, и Гаон из Вильны действительно намекнул, что это произойдет в 5708 году (1948).

Гаон из Вильны объясняет, что в первой половине каждого тысячелетия не происходит значимых событий, потому что первые 500 лет каждого тысячелетия соответствуют ночи каждого из шести дней творения, а Всевышний создал мир днем, а не ночью. Основные события в каждом тысячелетии всегда происходили во второй его половине, в последние 500 лет. В случае с шестым тысячелетием значимые события начали происходить и продолжают происходить с 1740 года (то есть с 5400 года по еврейскому календарю).

Изгнание из Испании произошло раньше, в 1492 году, примерно за двести пятьдесят лет до середины тысячелетия. Согласно этому, год изгнания из Испании пришелся точно на полночь между пятым и шестым днем — это очень особенное время, когда в мире царит тьма, но уже можно ощутить наступление следующего дня. Этот момент символизирует переход через полночь, и мы находимся на пороге второй половины ночи, приближаясь к утру следующего дня. Полночь — это очень особенное время, и вот почему те, кто обладает чистой душой, встают в это время (есть намеки на это в Зоѓаре и Талмуде) и делают исправление полуночи, тикун хацот — скорбят по разрушению, ожидания Избавления.

Как же точно проснуться в полночь? Как узнать, когда наступает полночь? Ведь остальные ѓалахические времена можно видеть с легкостью: рассвет, восход солнца, закат и другие. Все эти времена видны глазу, но для полуночи нет никаких видимых признаков. И все же есть люди, чьи души говорят им, когда наступает полночь, как, например, у царя Давида (тр. Брахот 4).

Изгнание из Испании произошло в 1492 году ‒ в последнюю полночь, в середине периода Изгнания и начала первого пробуждения Избавления. Были раввины, которые считали, что этот год будет годом Избавления, поскольку сказано: «Тот, Кто рассеял Израиль, Тот и соберет его» (Йермияѓу 31:9), а слово «рассеял» ( (מזרהпо гематрии 1492.

Исторический контекст

Король Фердинанд подписал указ об изгнании, которое было назначено на 9 Ава, 5 Ияра. Дата подписания не была случайной. В ней была заключена потенциальная возможность Избавления. Провидение сказало нам через короля Испании, что можно выбрать между 5 Ияра и 9 Ава ‒ Избавление или Изгнание. Должны ли были евреи, изгнанные из Испании, массово подняться в Эрец Исраэль? Возможно, этим именно и руководствовался король Испании, подписав указ об изгнании именно 5 Ияра.

Что побудило короля Испании согласиться на изгнание всех евреев из его страны? Вероятно, это было связано с большой победой, которую одержал Фердинанд в тот период в своей войне против мусульман. За годы, предшествующие изгнанию, велась жестокая война между христианами и мусульманами в Испании. Примерно 700 лет назад мусульмане вторглись в Испанию и почти полностью захватили ее, за исключением северной части.

В течение сотен лет шли кровавые войны, пока христиане не смогли постепенно вернуть себе всю Испанию. В конце концов Испания оказалась под правлением четырех королевств: Португалии, Наварры, Арагона и Кастилии. Два последних королевства были самыми большими из четырех, при этом в Арагоне правил король Фердинанд, а в Кастилии — королева Изабелла. В какой-то момент Фердинанд женился на Изабелле, и таким образом была образована объединенная Испания. Только на юге Испании оставалось мусульманское королевство ‒ Гранада,  последний оплот мусульман в Европе.

После объединения всех христианских королевств Испании Фердинанду удалось захватить и королевство Гранаду, тем самым превратив всю Испанию, а, по существу, и всю Европу, в христианскую. После великой победы, которую он одержал, Фердинанд решил поблагодарить своего бога и в знак благодарности за победу, которая переломила ход событий в пользу христианства, решил изгнать всех евреев из королевства.

В более широком контексте окончательное изгнание мусульман из Европы стало важнейшим поворотом в мировой культурной истории. В предыдущие столетия ведущей культурой в мире была мусульманская культура, а с этого момента культурная власть перешла к Европе и христианству, которое заняло место ислама. Не случайно именно в тот год испанцы открыли новый континент ‒ Америку. Это событие символизировало начало империалистического расширения Европы в мировой культуре.

Преследования евреев

Примерно за сто лет до изгнания из Испании началась интенсивная деятельность нескольких доминиканских священников против иудаизма и ислама. В те дни в Испании существовали четыре основных идеологических течения: христианство, ислам, иудаизм и философия (аристотелизм). Позиции евреев, как в политической и экономической сферах, так и в культурной, угрожали христианской верхушке, которая опасалась, что христиане будут завидовать евреям и переходить в иудаизм, поэтому на определенном этапе евреям запретили держать христианских слуг в своих домах.

Еще до этого начались публичные споры между представителями иудаизма и христианства. Самый известный из них — спор, , произошедший в Барселоне примерно за триста лет до изгнания из Испании, в котором участвовал Рамбан.

Рамбан, который был приглашен королем Арагона для спора с представителями доминиканских священников, одержал выдающуюся победу и опроверг аргументы христиан, но после этого ему пришлось покинуть Испанию и взойти в Эрец Исраэль.

После периода споров началась волна обращения евреев в христианство, иногда по собственному желанию, но чаще всего под давлением. В 1391 году начались погромы по всей Испании, вызванные подстрекательством священников. Во время этих погромов было убито много евреев, а другие были вынуждены принять христианство. Еврей, который принял христианство, а затем вернулся к иудаизму, приговаривался к смертной казни. Примерно через сто лет, под давлением церкви, была основана инквизиция. Задачей инквизиции было расследование отклонений от «ортодоксальной» христианской веры. В начале своего существования она преследовала в первую очередь христиан, подозреваемых в соблюдении еврейских обычаев, но евреев, не скрывавших своего еврейства, она не трогала. В эти годы также образовался новый класс в Испании: «новые христиане». Этот класс состоял из тех евреев, которые были вынуждены принять христианство или сделали это добровольно. Чтобы получить государственную или военную должность, кандидат должен был предоставить доказательства, что он «старый христианин», то есть доказать, что его предки были христианами.

Дон Ицхак Абарбанель

В 1391 году, после того как многие евреи были убиты в погромах (включая раби Йеѓуду бен Рааш и других еврейских мудрецов), многие раввины решили покинуть Испанию и эмигрировать в другие страны: в Наварру, Португалию, Неаполь и, в основном, в Северную Африку. Это было не паническим бегством, а упорядоченным выходом целых общин, которые перенесли свои поселения в соседние страны. Именно эта эмиграция в конечном итоге спасла наследие еврейской Испании. Большинство евреев успели покинуть Испанию до того, как инквизиция значительно усилила свою власть. Но были евреи, которые решили остаться, несмотря на преследования. Среди них самые известные: раби Нисим, автор «Нимукей Йосеф», раби Йосеф Альбо и величайший ученый Испании того времени — дон Ицхак Абарбанель.

Дон Ицхак Абарбанель родился в Португалии, где был назначен министром в правительстве короля. После того как на него было возведено ложное обвинение, ему пришлось покинуть Португалию и бежать в Кастилию,

которая тогда, до объединения с королевством Арагон, находилась под властью Изабеллы. Там он был назначен министром финансов в правительстве Кастилии, а затем стал министром финансов объединённого королевства Испания. Дон Ицхак Абарбанель был очень богатым человеком и гордостью своего народа. Он был великим государственным деятелем и, кроме того, учёным, который написал много книг. Ещё до того, как был подписан указ о изгнании, он активно боролся за отмену этого указа, но в конечном итоге потерпел неудачу. Он был сослан вместе со своим народом в Италию и поселился в Неаполе. Там он также был назначен министром финансов.

Указ об изгнании

В те времена ненависть к евреям усилилась, а преследования возросли. Причина тому была не только в религиозная, но и в экономическая: все имущество, которое попадало в руки властей, конфисковалось в казну короля. Человек, который хотел избавиться от конкурента в бизнесе (будь то еврей или христианин), мог донести на него в инквизицию, а король имел очевидный экономический интерес в том, чтобы тот человек был признан виновным. Когда встал вопрос о изгнании евреев из Испании, одним из основных факторов было экономическое положение, необходимость покрыть дефицит бюджета королевства, который возник из-за многочисленных войн, истощивших казну.

Во главе инквизиции в тот период стоял еврей, принявший христианство, по имени Томас де Торквемада, который стал священником и особенно ненавидел традиции своих предков. Этот Торквемада стоял рядом с королём и королевой, когда дон Ицхак Абарбанель принёс им предложение о примирении: тридцать тысяч дукатов золота в обмен на отмену указа. Услышав это, Торквемада сорвал крест с шеи и сказал: «Иисуса продали за тридцать серебряных монет, а теперь вы хотите продать его снова за тридцать тысяч монет?!» У короля и королевы не было другого выбора, как утвердить указ о изгнании. Евреям была дана возможность либо принять христианство, либо покинуть королевство Испания.

После объявления указа, из-за силы инквизиции, евреи уже не могли скрывать свою веру, как раньше. Многие евреи Испании приняли христианство. Рассказывают об одном из важных раввинов Испании, который принял христианство, потому что услышал с Небес, что, если он этого не сделает, погибнут все евреи королевства.

Многие евреев погибли, освящая Его Имя (кидуш ѓа–Шем), а другие были вынуждены оставить свое имущество и бежать. По свидетельству Дон Ицхака Абарбанеля (а также согласно оценкам историков), около трехсот тысяч евреев покинули Испанию в течение трех месяцев после издания указа. Затем многие евреи продолжили покидать Испанию уже как христиане, среди них были евреи, принявшие христианство и вернувшиеся в иудаизм, которые основали еврейскую общину в Амстердаме.

После изгнания евреи распространились по всему миру. Некоторые бежали в Новый Свет — Америку, другие в Северную Африку, в Португалию (откуда их изгнал четыре года спустя король Португалии Мануэль), некоторые уехали в Голландию и Англию. Немногие евреи бежали во Францию, что было сложнее, так как за двадцать лет до изгнания из Испании во Франции был издан указ об изгнании евреев. Евреи, сбежавшие во Францию, поселились в Бордо. Они называли себя «новыми христианами», и им было разрешено сохранять свою еврейскую идентичность, но неофициально.

Дон Йосеф Наси

Большинство евреев бежали в страны, находившиеся под властью Османской империи: Турцию, Египет, Грецию и Землю Израиля. На этом этапе начались завязываться связи между евреями Западной Европы, в основном из Бельгии и Голландии, и евреями, осевшими в Османской империи. Евреи поддерживали торговые связи между собой, и благодаря этому экономика Османской империи начала процветать. Так что не прошло много времени, как дон Йосеф Наси, бывший евреем, который родился в семье анусим (маранов) в Португалии, вернулся к иудаизму и был назначен министром финансов Османской империи. Дон Йосеф Наси был выдающимся евреем с широким политическим мышлением и гордостью за свою еврейскую принадлежность. Когда он узнал, что в Анконе, Италия, анусим были сожжены на костре по приказу папы, он созвал мудрецов и раввинов из Стамбула и было решено наложить бойкот на порт Анконы и на всех, кто будет вести с ней торговые отношения. Однако евреи Анконы и окрестностей выступили против этого решения, опасаясь, что это может поставить под угрозу их жизни, но тем не менее бойкот был успешным, и вскоре город Анкона утратил свое величие.

Дон Йосеф Наси хотел создать еврейское государство в Земле Израиля. В это время (середина 16 века) в Земле Израиля, в основном в Цфате, обосновались многие великие и важные раввины: раввин Йосеф Каро, ѓа–Ари ѓа–Кадош, Рамак, ѓа–Мабит, раби Шломо Элькабец, Маѓари Бирев и многие другие. Поскольку большинство великих ученых Израиля вернулись в Землю Израиля, дон Йосеф Наси считал, что теперь можно создать государство. Не случайно именно тогда раби Йосеф Каро написал «Шульхан Арух», ведь эта книга должна была стать сводом законов будущего государства. Важно отметить, что эти процессы не были случайными. Желание создать государство было частью наследия еврейской общины Испании.

Значимость изгнания

Необходимо хорошо понять, что собой представляла еврейская община Испании и что привело к ее разрушению. Для этого приведем пример раввина Шмуэля ѓа-Нагида, который жил в Испании в 1000 году н. э. Шмуэль ѓа -Нагид, ученик раввина Ѓай Гаона, жил в Гранаде и был назначен главой правительства от имени эмира Абдарахмана II. Кроме того, он возглавлял армию в войнах. Он был также врачом, поэтом, математиком и астрономом, а, кроме того, великим ученым, раввином и выдающимся знатоком Торы своего времени.

Личности такого масштаба встречались среди испанских евреев в течение почти четырех сотен лет. Это был золотой век еврейской общины Испании — годы, когда евреи обладали как знанием Торы, так и были наделены величием и властью. Великие еврейские ученые, такие как Рамбам, Рашба, Ран и Рош, Ѓариф, Ибн Гавироль и Ибн Эзра, выросли именно в тот период. Это они передали нам Тору Моше рабейну, и в соответствии с их учениями мы учим до сих пор.

Теперь можно понять значимость изгнания. Речь идет не только о бедствии, которое постигло многих евреев Испании, но и о всеобщем разрушении, которое изменило душу еврейства с тех пор и до наших дней. С изгнанием из Испании и в дальнейшие времена, казалось, что обладание властью покинуло евреев. С тех пор евреи стали несчастными и преследуемыми.

Кроме того, после изгнания из Испании еврейство оторвалось от достижений науки и общей культуры, и жизнь сосредоточилась исключительно на изучении Торы. Лишь избранные занимались другими сферами, такими как каббала, искусство, философия и политика.

Весь еврейский народ стал униженным и презираемым, и, вероятно, именно это чувствовали раввины того поколения. Если рассматривать изгнание из Испании в более широком контексте, то это можно считать абсолютным разрушением.

Изгнание из Испании имеет значение также с точки зрения Закона. Оно знаменует конец эпохи прежних поколений и начало эпохи последующих. Поколения после испанского изгнания, раввины Цфата, чувствовали, что еврейство переживает падение. Они почувствовали необходимость заново принять и пережить Тору. Так, с закатом еврейства Испании, начал восходить новый духовный центр в Цфате, который занимался всеми аспектами еврейской жизни.

После изгнания из Испании мир Торы изменился. Тора и закон приобрели литературную форму. Книги начинают писаться только тогда, когда живая традиция забывается. В Цфате было большое литературное процветание, но на самом деле это было огромное падение. То, что было живым, умерло и стало книгами. Исчезли также целые общины, и возникла необходимость записать их обычаи, пока они не будут забыты.

Причины изгнания из Испании

Теперь мы постараемся разобраться, каковы были причины изгнания из Испании. Речь идет не об исторических причинах, а о причинах, связанных с Божественным Провидением. Мы нашли несколько основных причин:

  1. Раввин Йосиф Хасид в своем комментарии к Пиркей Авот возлагает вину на философию. В годы, предшествующие изгнанию, среди евреев было распространено увлечение учением Аристотеля и метафизикой. Философия вызывала сомнения в чистоте веры и начала разъедать души евреев. Некоторые из тех, кто занимался этими учениями, открыто говорили о преданности «активному разуму» и тому подобном. Это также объясняет, почему некоторые раввины приняли христианство. Есть объяснение, что раввины, увлекавшиеся философией, решили принять христианство, исходя из философского убеждения, что мертвый не может преданно служить разуму, поэтому лучше принять христианство для вида, чтобы остаться в живых и продолжить стремиться к постижению знаний.
  2. В книге «Акеда» раввина Ицхака Арама говорится, что перед изгнанием из Испании многие еврейские молодые люди впали в грех блуда, и раввины решили разрешить девственницам ритуальное очищение в микве.

Затем некоторые решили, что необходимо платить этим девушкам, и вслед за этим случилось изгнание. То есть изгнание из Испании произошло после того, как проституция стала легитимной.

  1. Наиболее правильная причина, вероятно, та, которую приводит рабби Авраѓам Азулай, дед Ѓахида. Он утверждал, что из-за гордости и власти евреи почувствовали, что Испания ‒ это их страна. Они богато жили в роскошных домах и процветали, что заставило их забыть Иерусалим, и вследствие этого пришел указ о изгнании.

Автор комментария на Тору «Мешех Хохма» в главе «Бехукотай» пишет: «Такова была судьба народа, что, когда он войдет в чуждую страну, он перестанет быть народом Торы. Когда же они будут истощены бедствиями, указами и изгнаниями, в них пробудится божественный дух, стремящийся вернуть их к источнику, к священному началу. Они будут учить, распространять Тору, творить чудеса, и, в конечном итоге, Тора будет стоять на своем высоком пьедестале, ведь у нового поколения нет силы добавлять ничего нового, чем они могли бы гордиться перед своими предками. Что же сделает человек, желающий гордиться и обновить что-то? Он будет оспаривать посредством ложных идей то, что передали ему его предки, и будет изобретать новшества, забывая о своем народе, который прошел через море бедствий, и, возможно, вскоре скажет, что его предки потерпели неудачу. И еврей забудет о своем происхождении и будет считать себя нормативным гражданином, оставит изучение своей религии, начнет учить чужие языки, усвоит дурное и не будет учиться добродетели (Йерушалми, тр. Моэд Катан). Он будет считать, что Берлин это Йерусалим, и будет вести себя как испорченные из этих наций, и Израиль не будет радоваться веселью среди народов. Тогда поднимется буря и шторм, и вырвет его из его корней, его язык станет языком наших святынь, а чуждые языки, как одежда, быстро исчезнут. И его происхождение будет корнями Израиля, и его утешением будут утешения пророков Господа, которые пророчествовали о потомках Ишая в последние дни. И хотя в своем мытарстве он забудет свою Тору, ее глубину и рассуждения, и он отдохнет немного, но пробудится, осененный  священным духом, и его дети будут возрастать в силе, а его юноши будут делать успехи в Торе Господа, и будут гордиться распространением Торы в местах, где она уже была забыта. И так будет осуществляться и укрепляться мужество, такова судьба Израиля с момента его создания.

По мнению «Мешех Хохма» та же причина, что привела к Катастрофе в 20–м веке, была и причиной изгнания из Испании за 450 лет до того.

Что осталось от великолепной еврейской общины Испании? Удивительно, но многие из евреев, бежавших из Испании, а также их потомки, достигли высоких должностей в странах, куда они перебрались. Мы упомянули дон Ицхака Абарбанеля в Турции. Другим евреем ‒ потомком изгнанных из Испании, является Бенжамин Дизраэли, который стал премьер-министром Великобритании. Многие евреи приняли участие в революционных движениях Западной Европы. Они боролись за эмансипацию и принимали участие во Французской революции. В Амстердаме также жила семья евреев из изгнанных, из которой в дальнейшем вышел философ-еретик Барух Спиноза, основатель светской Европы. Изгнание из Испании принесло большую пользу народам Европы, евреи обогатили мысль народов. На самом деле можно сказать, что изгнание из Испании породило Ренессанс в Европе, а затем и весь современный мир.

Как уже говорилось, изгнание из Испании — одно из самых трагичных событий в истории народа Израиля. Изгнание почти полностью разрушило великий центр Торы и гордую еврейскую идентичность. От обладания евреями властьюничего не осталось, и еврейский народ стал униженным и презираемым. Тем не менее, некая искра того национального духа, той великой наследственности, сохранилась и с течением времени превратилась в пылающий огонь в душе одного из потомков изгнанных — внука хазана общины раввина Йеѓуды Алькалая в Сараево, который был прямым потомком раввина Йосефа Тейтцкака, одного из великих ученых Салоник и изгнанных из Испании, — им был Бенжамин Зеев Герцль. А продолжение истории известно всем.

ЛИЛЬМОД

Онлайн колледж еврейских знаний - курсы, обсуждения, дискуссии, хевруты. || Объявления о занятиях - https://chat.whatsapp.com/LW8sKPcMzuE0KOS6Qr4ni4. || Убедительная просьба помочь нам в проведении занятий - возможности пожертвования здесь - https://bit.ly/31aZfNO, включая переводы на карточку в России и Украине.
Back to top button