Статьи

Где находился Маханаим?

Михаил Голосовский

Story Highlights
  • Где находился библейский Маханаим - до сих пор неясно, и несколько географических местоположений претендуют на его роль. Важные эпизоды в жизни Яакова, сына царя Шауля- Ишбошета, и Давида связаны с городом Маханаим. Мы обсудим эти эпизоды в свете возможного местоположения Маханаима, имея ввиду, что это реальный город, а не какой-нибудь мифический град Китеж.

Введение

Что для нас представляет Танах?  В качестве верующих людей, мы относимся к тексту Танаха с абсолютным доверием. В качестве исследователей Танаха, мы применяем критическое мышление и стремимся к осмыслению его текста, выделяя непонятности и нестыковки и пытаясь их объяснить. А кроме того, Танах – это основа нашей национальной самоидентификации. Это основа того чувства, что мы чуть ли не самый древний народ, помнящий своё происхождение. Такое чувство требует постоянной подпитки – анализа Танаха в свете очередных археологических находок и достижения пущей уверенности, что в нём всё правильно и заслуживает доверия.

В отличие от других народов, в основе самоидентификации которых лежат былины или мифы (Илиада, Одиссея, Рамаяна, Махабхарата), Танах больше тяготеет к реальному изображению событий. Хотя исследователи находят немало нестыковок в его тексте, это обычная история для сборника, создававшегося на протяжении веков, так что эти нестыковки не очень-то подрывают наше доверие к Танаху. Мы понимаем, что в нём могут быть литературные прикрасы, идеологическая ангажированность, но верим, что канва событий всё же реальная. Мы непрерывно анализируем текст Танаха на предмет самосогласованности, чтобы убедить себя, что там все правильно. Это в первую очередь относится к географическому антуражу библейских событий, который наименее подвержен идеологическому редактированию.[1] Где это всё реально происходило? Кроме того, если мы знаем место события, мы можем его реально переживать.

Последнее время меня заинтересовала Трансиордания, которая в некотором смысле, является колыбелью еврейского народа. Действительно, по выходе евреев из Египта эта область была завоевана первой, а впоследствии она послужила плацдармом для завоевания Ханаана. Но если места основных событий в земле Ханаана раскопаны, к ним ездят много экскурсий, и приехав на это место, мы можем заново переживать библейские события, то в Иорданию не очень-то и поедешь, а археологические раскопки там менее интенсивные, чем в Израиле. В то время как основные города Ханаана, с которыми связана наша история: Иерусалим, Шхем, Хеврон, Беер Шева, Бейт Эль, Шило, Шомрон,- надежно идентифицированы, и их местоположение известно всем; главные города Трансиордании, с которыми связаны истории Яакова, Гидеона, Ифтаха, Шауля, Давида: Маханаим, Суккот, Пенуэль, Мицпа, Явеш Гилеад, – об их местоположении большинство читателей Танаха имеет лишь смутное представление. Здесь я хочу поговорить о чаще всего упоминающемся городе Трансиордании, Маханаиме.

Находясь много лет в орбите общины Маханаим, я знал, что это название связано с историей в книге Берешит, в которой рассказывается о том, как Яаков разделил свой стан на два лагеря. С легкой руки Натана Брусовани, в 1987 г. этим именем стала называться группа советских религиозных еврейских интеллектуалов сложившаяся в 80-ые годы, часть которых в тот момент переехала в Израиль, а другая часть оставалась в Советском Союзе. Русскоязычный Маханаим живет и процветает, а вот что можно сказать про его библейский прообраз? При поверхностном чтении Танаха мы понимаем, что это город в Трансиордании.  Впервые это место появляется в истории про встречу Яакова и Эсава, и впоследствии там тоже происходило немало важных событий. Я решил поискать Маханаим на картах и выяснил, что это какой-то неуловимый город: у исследователей нет единого мнения о его местоположении. Я этим заинтересовался (надо же знать истоки своей общины – Маханаима!) и изучил соответствующие источники:

  • Тексты Танаха, упоминающие Маханаим и привязывающие его к географическим реалиям.
  • Свидетельства ранних историков, исторические хроники, надписи соседних стран.
  • Археологические раскопки, из которых видно, была ли в этом месте городская жизнь в предполагаемое время.

Вот рассказы, в которых фигурируют Маханаим и его окрестности:

  1. Встреча Яакова и Эсава.
  2. Описание наделов колен в книге Иегошуа.
  3. Война Гидеона против Мидианитян.
  4. Убежище Ишбошета после гибели его отца Шауля.
  5. Убежище Давида во время мятежа его сына Авессалома.
  6. Административные наделы в царстве Шломо.
  7. Столица Иеровоама бен Навата и его сына Надава.

Мы обсудим эти рассказы и попробуем идентифицировать Маханаим не на основе какого-то одного из них, как это делалось раньше, а опираясь на всю их совокупность.

Географический экскурс 

Впервые место под названием Маханаим появляется в книге Берешит, в истории о том, как Яаков возвращается из Харрана в Ханаан. Чтобы разобраться, где мог находиться этот Маханаим, мы ознакомимся с расположением главных дорог в регионе (Рис. 1). Основной путь из Харрана в Ханаан идёт через Тадмор; в Дамаске он разветвляется: одна дорога идет через Хацор и дальше вдоль Средиземного моря (Via Maris), а другая, Царская дорога, идет в Трансиорданию (основная дорога проходит через Дамаск, но есть и обходная ветка, которая идет в Рабат-Аммон минуя Дамаск). Южнее Дамаска Царская дорога проходит через Гилеад – горную часть Трансиордании, Рабба (современный Рабат-Аммон), и приходит в Акаба/Эйлат.  Путешественник из Месопотамии, который хотел попасть в Ханаан, должен был свернуть с Царской дороги в сторону Иордана по одной из трёх поперечных дорог, ведущих, соответственно, к Бейт Шеану, к Шхему, и к Иерихо.

Рис. 1. Основные дороги, соединявшие Месопотамию и Ханаан во времена патриархов. Синим цветом отмечена Дорога моря, красным – Царская дорога. Белым кружком отмечен Харран. Путешествия Авраама, Элиезера, и Яакова в Харран и обратно, скорее всего, проходили по Царской дороге.
Рис. 2. Основные дороги в Ханаане и Трансиордании во времена Патриархов. Красными кружками отмечены возможные местоположения Маханаима: 1 – Махне, 2 – Тулуль аль Дахаб, 3 – Тель Хаджадж. Красным цветом обозначена Дорога Живущих в Шатрах, которая ведёт от Рабат Аммона до переправы через Иордан. После переправы она переходит в Дорогу Захода Солнца (коричневый цвет), ведущую в Шхем. Вдоль Иордана идёт Дорога Аравы (зелёный цвет).

Похоже, что Авраам, Элиезер, и Яаков в своих передвижениях между Харраном и Ханааном старались избегать крупных городов (Берешит 12:6) и шли через Тадмор, потом огибали Дамаск, выходили в район Рабат-Аммона (Рис. 1), а затем спускались в Иорданскую долину по Дороге Живущих в Шатрах. Затем они переходили Иордан возле Дамья (современный Гешер Адам), и по Дороге Захода Солнца поднимались  в район Шхема, то есть в горную, малонаселённую часть Ханаана (Рис. 2).[2] Про маршруты Авраама и Элиезера нам известна лишь начальная и конечная точка,  а вот обратный маршрут Яакова прописан более подробно: начальная и конечная точки  там такие же, как и у Авраама – Харран и Шхем, но нам также сообщается, что Яаков  проходил через Маханаим, Суккот, и Пенуэль. Где же находились эти места?

Суккот. Практически все современные исследователи сходятся на том, что это Тель -дир-Алла- холм (телль) в центре большой долины, по которой речка Яббок выходит в долину Иордана (Рис. 3). Это место в древности называлось долиной Суккот, и такое название бытовало ещё во времена Иосифа Флавия. Сам холм, то есть город Суккот, находился на северном берегу речки Яббок, на древней дороге, ведущей от переправы через Яббок к переправе через Иордан. Археология показывает, что в ранний Железный век этот холм был населен.

Рис. 3. Долина Суккот.   Холм (телль) в центре – предполагаемые развалины города Суккот. На переднем плане деревня дир-Алла в Иорданской долине.

Пенуэль. Из описания маршрута Яакова мы понимаем, что Пенуэль находился у переправы через речку Яббок. Эта речка стекает с гор Гилеада и впадает в Иордан. В среднем течении Яббок протекает в крутом каньоне, так что переправиться там очень трудно. Первая удобная переправа через Яббок находится сразу после его выхода из каньона, в месте под названием Тулуль-аль-Дахаб.  Судя по всему, возле этой переправы и был Пенуэль. Дальше Яббок протекает по более или менее плоской местности – долине Суккот – и его можно перейти без проблем.

Маханаим. В отличие от Суккота и Пенуэля, местоположение которых нам, в общем-то, понятно, по поводу Маханаима мы находимся в потёмках. Из описания маршрута Яакова мы знаем лишь, что место под названием Маханаим он проходил до Пенуэля. Вот из этой скудной информации плюс из упоминаний Маханаима в других книгах Танаха, мы попытаемся вывести его местоположение. Немало исследователей действовали в этом направлении, и на сегодняшний день есть три основных кандидата на Маханаим (Рис. 2).  Самый северный – возле арабской деревни Махне, чьё название созвучно с Маханаимом. Второй кандидат – это один из холмов Тулуль-аль-Дахаб на переправе через Яббок. Третье место – это холм Тель Хаджадж, находящийся в 4 км на юго-восток от этой переправы. Наша цель – проанализировать библейские тексты, и понять, какое из вышеуказанных мест лучше соответствует историям, связанным с Маханаимом.

Рис. 4. Переправа через Яббок после его выхода из каньона в районе Тулуль-аль Дахаб. Предполагается, что Пенуэль находился на одном из холмов, которые мы видим на этой фотографии.

Встреча Яакова и Эсава

Впервые Маханаим и Пенуэль появляются в рассказе о передвижениях Яакова после встречи с Лаваном в Мицпа/Галь Эд.  Берешит 32:2 И Яаков шел своим путем, и встретили его ангелы Б-жьи. И сказал Яаков, увидев их: Стан Б-жий это. И нарек он имя месту тому «Маханаим»… И разделил он народ, который с ним, и мелкий и крупный скот и верблюдов на два стана…. И ночевал он там в ту ночь. И взял он из имевшегося в его руке дар для Эсава, брата своего… И прошел дар пред его лицом, а он ночевал в ту ночь в стане. И поднялся он в ту ночь, и взял он двух своих жен и двух своих рабынь, и одиннадцать своих детей; и перешел он переправу через Яббок. И взял он их, и переправил он их через реку; и переправил он то, что у него. И остался Яаков один. И боролся некто с ним, до восхода зари…и сказал он: … ибо ты боролся с Б-жьим (ангелом) и с людьми и преодолел… И нарек Яаков имя месту «Пениэль» ибо я видел Бога лицом к лицу, и спаслась душа моя… А дальше была встреча с Эсавом. Берешит 33:1 И поднял Яаков глаза свои и увидел: и вот Эсав пришел И побежал Эсав ему навстречу и обнял его…И сказал (Эсав): Отправляйся в путь и пойдем, и я пойду наравне с тобой… И сказал он (Яаков) ему (Эсаву) Пусть же пройдет мой господин перед рабом своим, а я буду вести моим медленным (ходом), … пока не приду к моему господину в Сеир… И возвратился в тот день Эсав своим путем в Сеир… А Яаков отправился в Суккот. И построил он себе дом, а для своего скота сделал кущи (суккот). Потому нарек имя месту «Суккот». И пришел Яаков невредимым в город Шхем.

Рис. 5 иллюстрирует маршрут, по которому Яаков возвращается из Харрана в Ханаан. Подробный анализ этого маршрута приведён в моей статье «Встреча Яакова и Эсава – где это было?», а сейчас мы сосредоточимся на Маханаиме.

Рис. 5.  Маршрут, по которому шел Яаков, возвращаясь из Харрана в Ханаан.

По каким же дорогам двигался Яаков? В  то время как в Харран  Яаков шёл один и мог передвигаться по любым тропинкам, на обратном пути он путешествует с семьей, слугами, и с множеством мелкого и крупного скота[3]. Такой важный шейх должен идти по дорогам, а не по козьим тропам! Однако это простое соображение иногда ускользало от исследователей. Так Рис. 6а иллюстрирует часто встречающееся и во многом неверное представление о маршруте Яакова, которое восходит к Эдварду Робинсону, знаменитому археологу 19 в. (вспомним арку Робинсона в Старом городе в Иерусалиме). Согласно этой точке зрения, Яаков приходит из Харрана по Царской дороге, а потом сворачивает с неё в районе Голанских высот и пересекает наискосок северную часть Гилеада до переправы через речку Яббок у Тулуль-аль-Дахаб. Далее Яаков переправляется через Яббок и встречается с Эсавом, который приходит откуда-то с юга. После этой встречи Яаков продолжает движение до Суккот, надолго там оседает, а потом идет в Шхем. В рамках этого представления, один из холмов Тулуль-аль-Дахаб отождествляется с Пенуэлем.  Поскольку по этой версии Яаков подходит к реке Яббок с севера, то Маханаим надо искать тоже к северу от Яббока. Действительно, в 23 км к северу от реки Яббок и от предполагаемого Пенуэля находится арабская деревня Махне, которую Робинсон и отождествил с Маханаимом, видимо, благодаря созвучному названию.  Однако эта деревня находится глубоко в горах Гилеада, вдали от важных дорог, и её местоположение не согласуется с центральным положением Маханаима, которое он впоследствии занимал во времена Объединённого Царства (Рис.2).

Кроме того, маршрут Яакова, представленный на Рис. 6а, совершенно нереален[4]  поскольку идя по нему, Яаков был бы вынужден пересекать крутые хребты и глубокие долины, двигаясь по козьим тропам. И древние, и современные дороги не идут через северный Гилеад наискосок, а обходят горные хребты. Скорее всего, Яаков с его большими стадами должен был идти по проторенным дорогам, а не по бездорожью, как это изображено на Рис. 6а.

Кроме отсутствия дорог, с маршрутом, изображенным на Рис. 6а, связана ещё одна проблема. Дело в том, что согласно Рис. 6а Яаков подходит к речке Яббоку с севера, в то время как следующий пункт его назначения – Суккот – тоже находится к северу от Яббока. При таком раскладе Яакову совершенно незачем спускаться к речке Яббок и тем более пересекать его – проще было бы сразу прийти в Суккот и оттуда продолжать до переправы через Иордан! Неужели Яаков переправлялся через Яббок со своей семьей только для того, чтобы поговорить с Эсавом и представить ему своих детей и жён, а потом переправиться обратно и идти в Суккот??

Рис.6 (а). Обычное (неверное) представление о маршруте Яакова. Яаков приходит из Харрана по Царской дороге, пересекает северный Гилеад наискосок и подходит к реке Яббок с севера. Если бы он двигался так, то во-первых, он бы шел по бездорожью, а во-вторых, ему не было бы необходимости пересекать речку Яббок.
6 (б). Правильный маршрут.  Яаков приходит с севера по Царской дороге, затем в районе Рабат-Аммона сворачивает на Дорогу Живущих в Шатрах и подходит к реке Яббок с юго-востока.  Эсав, похоже, приходит с юга по Иорданской долине, затем сворачивает на Дорогу Живущих в Шатрах и подходит к Яббоку с севера. Братья встречаются на переправе через Яббок (Пенуэль) и после встречи идут вместе до Суккот, где находится развилка дорог. От Суккот Эсав возвращается в Сеир вдоль Иорданской долины, а Яаков надолго там задерживается. Спустя какое-то время Яаков тоже покидает Суккот и поднимается в Шхем по Дороге Захода Солнца.

Если маршрут, изображенный на Рис. 6а неверен, то получается, что к речке Яббок Яаков должен был подходить с юга, хотя общее направление его маршрута было с севера на юг. Так как же пролегал его маршрут? Обратимся к Рис. 6б. Похоже, что Яаков приходит с севера по Царской дороге, но, чтобы попасть в Ханаан, он не «срезает» через северный Гилеад, а обходит его по Царской дороге и, не доходя Рабат-Аммона, переходит на Дорогу Живущих в Шатрах, которая приводит его к переправе через Яббок.

В соответствии с Рис. 6б, Маханаим находится где-то вдоль Дороги Живущих в Шатрах, не доходя до переправы через Яббок, то есть с юго-восточной стороны от него. Наиболее вероятным кандидатом на это место является холм Тель Хаджадж возле современной иорданской деревни Субейхи. Этот холм находится всего в 4 км южнее переправы через Яббок у Тулуль-аль-Дахаб. Топографическое положение Тель Хаджадж удовлетворяет упоминаниям Маханаима в книгах Берешит, Шмуэль, и Царей. А археологи нашли на этом холме следы древнего поселения начала Железного века. Так что, Маханаим вроде бы идентифицирован.

Рис. 7. Тель Хаджадж- один из кандидатов на Маханаим.
Рис. 8. Современная карта Иордании в районе Яббока. Красными кружками помечены места, фигурирующие в нашем рассказе. По этой версии, Маханаим отождествляется с Тель Хаджадж.

Однако не всё так просто. Хотя с точки зрения топографии Тель-Хаджадж хорошо подходит на роль Маханаима, но с библейским рассказом о встрече Яакова и Эсава он не очень согласуется. Дело в том, что это одинокая гора, в то время как библейский рассказ связывает Маханаим с чем-то двойным (в дополнение к своему стану, Яаков видит стан ангелов; Яаков делит своих спутников на два стана).  На это намекает и само название – Маханаим: от слова Махане – стан, и суффикс – аим, который обычно означает двойственное число (ядаим – руки, раглаим – ноги, эйнаим – глаза).[5] Если мы будем исходить из того, что главное в идентификации Маханаима – это что-то двойное, то в описываемых местах есть соответствующая топографическая структура – Тулуль- аль Дахаб – два холма, находящиеся на противоположных берегах Яббока. Рис. 9-11 показывают их в различных ракурсах. Ассоциация этих двух холмов с историей о двух станах, озвученной в рассказе о Яакове, просто напрашивается.

Рис. 9. Излучина Яббока по выходе его из каньона. Холмы Тулуль-аль-Дахаб. Аэрофотосъемка.

Но если Маханаим – это Тулуль-аль-Дахаб, то возникает другая проблема: а где же Пенуэль? Большинство исследователей, которые принимают за основу идентификации Маханаима не топографию, а этимологию его названия, соотносят Маханаим с левым холмом – Тель-аль-Дахаб-аль -Гарбия, а Пенуэль, соответственно, с правым холмом – Тель-аль-Дахаб-аль-Шаркия (Рис. 9-11). Небольшая часть исследователей придерживается противоположной идентификации.  Оба варианта не очень-то согласуются с топографией. Действительно, из описания маршрута Яакова (Рис. 5) следует, что Маханаим и Пенуэль находятся с одной и той же стороны от речки Яббок, в то время как два холма Тулуль-аль Дахаб стоят на разных берегах Яббока.

Чтобы пояснить эту трудность, давайте считать для определенности, что Маханаим –это Тель-аль-Дахаб-аль-Гарбия (левый холм на Рис. 9), а Пенуэль – это Тель-аль-Дахаб-аль-Шаркия (правый холм на Рис. 9).  Теперь мы обратимся к книге Берешит и прочтем рассказ о встрече Яакова и Эсава, глядя на топографический план местности, изображенный на Рис. 9. Вот Яаков подходит к Яббоку с юго-востока и приходит в Дахаб-аль-Гарбия (Маханаим). Для этого он должен переправиться через Яббок, но про эту переправу текст молчит. В Маханаиме Яаков видит ангелов, оттуда посылает подарки Эсаву, и там же он делит свой стан на две части. Одна часть остается на холме Дахаб-аль-Гарбия, а другая часть, переправляется через Яббок на противоположный холм Дахаб-аль-Шаркия.  Похоже, что Яаков с семьей тоже переправляется, хотя про эту переправу текст тоже молчит. Ночью Яаков что-то переигрывает и переправляет свою семью обратно через Яббок (на холм Дахаб-аль-Гарбия?). Это единственная переправа, о которой в тексте говорится явно.  Яаков, похоже, остается на холме Дахаб-аль-Шаркия (Пенуэль), где борется с ангелом. Утром он переправляется через Яббок к своей семье на холм Дахаб-аль-Гарбия, встречается там с Эсавом, и они вместе идут в Суккот. Получается, что Яаков с семьей только и делает, что переправляется туда и обратно через Яббок!  Как-то сомнительно. Другая, менее популярная идентификация (Маханаим – правый холм на рис. 9-11, Пенуэль, соответственно – левый холм), тоже требует большого количества переправ[6]. Получается, что как бы мы не устанавливали соответствие между Маханаимом и Пенуэлем, с одной стороны, и двумя холмами Тулуль-аль-Дахаб с другой, ничего путного у нас не получится: Маханаим и Пенуэль налезают друг на друга при любом раскладе. Так что, основываясь на истории Яакова мы не можем надёжно идентифицировать Маханаим ни с Тель Хаджадж, ни с одним из холмов Тулуль-аль-Дахаб.

Рис. 10. Холмы Тулуль аль Дахаб – вид с северо-запада. Фото от Ferrell Jenkins.
Рис. 11. Тулуль-аль-Дахаб – предполагаемое место встречи Яакова и Эсава. Вид сверху.

Наделы колен

В книге Иегошуа перечисляются наделы колен Израиля и основные города в этих наделах.  Иегошуа 13:24 Затем наделил Моше колено Гада… И был пределом их Язэйр, и все города Гилада, …И от Хэшбона до Рамат-Мицпэ и Бетонима, и от Маханаима до границы Лидевира; И в долине: Бэйт-Арам, и Бэйт-Нимра, и Суккот, и Цафон. И дал Моше (надел) половине колена Менашше… И был предел их: от Маханаима — весь Башан…. Иегошуа 21:3 И дали сыны Исраэйля лейвитам из надела своего по слову Господню города эти с предместьями их. А от колена Гада: город-убежище для убийцы — Рамот в Гиладе с предместьями его, и Маханаим с предместьями его… По всему видно, что Маханаим уже во времена Иегошуа был значительным городом: он принадлежит колену Гада и является городом левитов; он ещё и пограничный город между наделами Гада и половиной колена Менаше.  Отметим, что в книге Иегошуа упоминается Суккот, а вот Пенуэль отсутствует.

Рис. 12. Наделы колен по книге Иегошуа. Маханаим выступает как пограничный город между коленом Гада и половиной колена Менаше, с одной стороны и как город левитов – с другой. Местоположение Маханаима в районе реки Яббок удовлетворяет этому описанию.

Глядя на карту наделов колен (Рис. 12), мы понимаем, что Махне, находящийся в центре гор северного Гилеада между Яббоком и Ярмуком (Рис. 2), плохо подходит под описание Маханаима в книге Иегошуа: с ним не связана никакая географическая привязка, по которой можно узнать пограничный город. А вот Тель-Хаджадж и Тулуль-аль-Дахаб – оба подходят на роль Маханаима в книге Иегошуа, поскольку они находятся вдоль реки Яббок – естественной границы между наделами колен. (Холмы Тулуль-аль-Дахаб находятся на берегах Яббока, а Тель-Хаджадж всего в 4 км к югу).

Война Гидеона против мидианитян

В книге Судей описывается война Гидеона с мидианитянами, которые приходили из Сирийской пустыни и разоряли еврейские поселения. Гидеон с небольшим войском разбил мидианитян в Изреельской долине, они откатились в Трансиорданию, и Гидеон отправился их преследовать.

Судьи 8:4 И пришел Гидон к Ярдэйну, … утомленные и преследующие. И сказал он жителям Суккота: дайте, прошу, ковриги хлеба народу, идущему со мною, ибо они утомлены, а я преследую Зэваха и Цалмунну, царей Мидйанских.  И сказали князья Суккота: разве рука Зэваха и Цалмунны уже в кулаке твоем, чтобы мы стали давать войску твоему хлеб? И поднялся он оттуда в Пенуэйл…и ответили ему жители Пенуэйла так же, как ответили жители Суккота. .. А Зевах и Цалмунна были в Каркоре.. И поднялся Гидон путем живущих в шатрах к востоку от Новаха и Йогбеи, и поразил стан.. И возвратился Гидон, сын Йоаша, с войны еще до заката солнца. И захватил юношу из жителей Суккота, и расспрашивал его, и тот написал ему (имена) князей Суккота и старейшин его…  И пришел он к жителям Суккота ..И взял он старейшин города и колючки пустыни и ветки терновника, и проучил ими жителей Суккота. А башню Пенуэйльскую разрушил и перебил жителей города.

Рис. 13. Гидеон преследует мидианитян вдоль Дороги Живущих в Шатрах – ровно в тех местах, где, судя по всему, за много лет до этого проходил Яаков, а, может быть, и Авраам.

Кампания Гидеона разворачивается вдоль Дороги Живущих в Шатрах, то есть  караванного пути, проходящего через Суккот-Пенуэль-Новах-Йогба-Каркор.[7] Нас несколько удивляет то, что в описании кампании Гидеона ни разу не упоминается Маханаим – а ведь маршрут Гидеона проходит ровно там, где Яаков шел на встречу с Эсавом. Если Яаков проходил Маханаим, почему же Гидеон его не проходил? Если Маханаим – это один из холмов Тулуль-аль-Дахаб на переправе через Яббок (а Пенуэль, соответственно, оставшийся холм), то эта трудность весьма серьёзная. Действительно, из приведённого отрывка из книги Судей мы учим, что, преследуя мидианитян, Гидеон заходит в Суккот и Пенуэль за продовольствием и получает от ворот поворот. Как-то нелогично, что Яаков просит еду и питьё в небольшом Пенуэле, но не заходит в Маханаим, который, судя по книге Иегошуа, самый значительный город в регионе. Если Пенуэль и Маханаим – это два холма Тулуль-аль-Дахаб, расстояние между которыми~ 500 м, то игнорирование Гидеоном Маханаима выглядит очень странно.  Однако, если Маханаим – это Тель-Хаджадж, то эта трудность разрешима. Действительно, как видно из Рис. 13, на участке южнее Пенуэля, Дорога Живущих в Шатрах разветвляется на несколько веток, проходящих в разных долинах. Южная ветка проходит через Тель-Хаджадж, а северная ветка не проходит. Преследуя мидианитян, Гидеон заходил за продовольствием в Суккот и Пенуэль и ушел ни с чем. При таком приёме незачем было искать счастья в Маханаиме, и, судя по всему, вместо этого Гидеон погнался за мидианитянами по той ветке, которая не проходит через него (Тель-Хаджадж).

А что происходит по его возвращении? Книга Судей сообщает, что на обратном пути Гидеон наказал Суккот и Пенуэль. Нас немного удивляет порядок его действий: если бы он возвращался в точности по той же дороге, по которой гнался за мидианитянами, то должен был сначала наказать Пенуэль, а потом Суккот. Эта трудность разрешима, если предположить, что от места разгрома мидианитян в Каркоре Гидон вернулся по несколько иному маршруту. Действительно, как видно из Рис. 13, от Тель-Хаджаджа вдоль хребта идет прямая дорога до Суккот, которая не проходит через Пенуэль. Похоже, что на обратном пути Гидеон прошел именно по этой дороге, наказал Суккот, а потом зашел к Пенуэлю с севера, откуда его никто не ждал, и разрушил башню Пенуэля. Таким образом, возвращаясь из похода, Гидеон должен был проходить через Тель-Хаджадж. Однако, даже если это и есть Маханаим, его отсутствие в тексте объяснимо, так как после разгрома лагеря мидианитян   Гидеону уже не надо было искать еду и питье.

Царствование Ишбошета, сына Шауля

Теперь мы поговорим об Ишбошете (Ишбаале), сыне Шауля, история которого разворачивается через много лет после истории Гидеона.  Как мы помним, царь Шауль и его три сына пали в сражении с филистимлянами у горы Гильбоа.  После этого Давид воцаряется в Хевроне и правит коленом Иегуды, а военачальник Шауля, Авнер, приводит оставшегося сына Шауля, Ишбошета в Маханаим и воцаряет его над северными коленами. (Шмуэль II 2:8). Но Авнэйр, сын Нэйра, военачальник Шаула, взял Ишбошэта, сына Шаула, и повел его в Маханаим. И поставил его царем над Гиладом, и Ашури, и Изреэлем, и Эфраимом, и Беньямином, и над всем Исраэйлем.

Почему Авнер выбрал в качестве столицы Маханаим? Казалось бы, дом Шауля должен был править из своего родного надела, то есть надела Биньямина. Однако ввиду опасности со стороны филистимлян столица была выбрана как можно дальше от них – в Трансиордании, на границе наделов Гада и Менаше.[8] Почему из всех городов Трансиордании был выбран именно Маханаим? Похоже, что этот город занимал там центральное положение, и из него можно было реально управлять коленами Израиля. И Тель-Хаджадж, и Тулуль-аль-Дахаб на эту роль подходят, а северный кандидат на Маханаим – Махне, совсем не тянет (Рис.2).

Ещё один эпизод, связанный с Маханаимом. Царствование Ишбошета начинается с гражданской войны. Силы Давида и Ишбошета встретились у водоёма в Гивоне и вступили в сражение. Авнер, военачальник Ишбошета, в стычке убил Асаэля – младшего брата Иоава, военачальника Давида, после чего ему пришлось бежать из Гивона в Маханаим, спасая свою жизнь от гнева Иоава. (Шмуэль II 2:12) И вышел Авнэйр, сын Нэйра, со слугами Ишбошэта, сына Шаула, из Маханаима в Гивон... И ударил его (Асаэля)  Авнэйр задним концом копья в живот… и он упал там, и умер … И погнались Йоав и Авишай за Авнэйром. Солнце уже зашло, когда они дошли до холма Аммы, что против Гиаха, по дороге к пастбищу Гивонскому... Авнэйр же и люди его шли по Араве (долине Иордана) всю ту ночь, и перешли Ярдэйн, и прошли весь Битрон, и пришли в Маханаим.

Рис. 14. (а) Предполагаемые маршруты бегства Авнера из Гивона в Маханаим и бегства Рехава и Бааны к Давиду в Хеврон.
Рис. 14. (б). Бегство Давида от Авшалома.

Что такое холм Аммы, Гиах, и пастбище Гивонское не очень понятно, но из вышеприведенного описания ясно одно: Авнер пробежал от Гивона в Маханаим очень быстро, причем отрезок пути вдоль Иорданской долины он прошел за ночь. Глядя на карту Рис. 14а, мы понимаем, что если Маханаим -это Тель-Хаджадж или Тулул-аль-Дахаб, то человек, спасающий свою жизнь способен сделать пятидесятикилометровый марш-бросок по Иорданской долине за одну ночь. А вот если Маханаим – это Махне, находящийся в 23 км на север от Яббока, то отрезок пути по Иорданской долине уже 70 км, и преодолеть это за одну ночь по плечу лишь супермену. Так что эта история исключает слишком северное местоположение Маханаима.

Ещё одна история, связанная с Маханаимом: убийство Ишбошета его полевыми командирами Рехав и Баана и их бегство к Давиду в Хеврон. (Шмуэль II 4:5) И пошли сыновья Риммона Бееротянина, Рехав и Баана, и пришли во время зноя дневного к дому Ишбошета (в Маханаиме)… и умертвили его… и взяли голову его, и шли через Араву всю ночь. И принесли голову Ишбошета к Давиду в Хеврон. Что именно там произошло не совсем ясно, но нам важно то, что Рехав и Баана убежали из Маханаима и всю ночь шли по Иорданской долине (Арава) с отрубленной головой Ишбошета, чтобы отнести её Давиду в Хеврон. Если Маханаим это Тель-Хаджадж или Тулуль-аль-Дахаб, то два злодея должны были пройти по Араве где-то 50 км. Для людей, спасающих свою жизнь от слуг Ишбошета, пройти такое расстояние за ночь ещё реально. А вот если Маханаим находился севернее Яббока, то они должны были пройти по Араве порядка 70 км за ночь, что не очень-то реально.  Так что и эта история исключает северное местоположение Маханаима в Махне.

Давид и Авшалом

С Маханаимом также связана история Давида и его сына Авшалома. Как мы знаем из книги Шмуэль II, сын Давида, Авшалом, поднял мятеж против отца. Народ пошел за Авшаломом, который воцарился в Иерусалиме, а Давиду пришлось оттуда бежать.  В качестве убежища Давид выбрал Маханаим. (Шмуэль II 17:22) И встал Давид и весь народ, бывший с ним, и перешли Ярдэйн, … И пришел Давид в Маханаим, а Авшалом переправился через Ярдэйн, сам и все Исраэйльтяне с ним. И расположился станом Авшалом с Исраэйльтянами в земле Гилад. И было, когда Давид пришел в Маханаим, то Шови, сын Нахаша из Раббы Аммонитской, и Махир, сын Аммиэйла из Ло-Девара, и Барзиллай Гиладянин из Роглим (Принесли) постели, и блюда, и глиняную посуду, и пшеницы…

Почему Давид выбрал в качестве убежища столицу своего соперника Ишбошета? Казалось бы, сторонники дома Шауля, которые там обосновались, могли припомнить Давиду и смерть Авнера, и гибель Ишбошета.  Однако Давид был очень искусным дипломатом и все годы своего царствования культивировал имейдж преданного соратника дома Шауля (вспомним его дружбу с Ионатаном – сыном Шауля, его опёку Мефибошета – внука Шауля, почести, с которыми он похоронил Авнера – военачальника Шауля, жестокую расправу с убийцами Ишбошета – сына Шауля, мягкое отношение к проклинавшему его родственнику Шауля – Шими бен Гера). И эта политика окупилась сполна – во время политического кризиса убежище Давиду предоставил именно Маханаим, бывшая вотчина сына Шауля, Ишбошета.  Однако по поводу местоположения Маханаима эта история нам не сообщает практически ничего нового. Мы можем оттуда лишь почерпнуть, что Маханаим находился не так уж далеко от переправы через Иордан возле Гилгаля (современный Гешер Алленби), поскольку Давид переправлялся через Иордан именно там (Шмуэль II 19:16).

Вторая история, которая разворачивается вокруг Маханаима – это сражение в лесу Эфраима между войсками Давида и Авшалома. (Шмуэль II 18:6) И выступил народ в поле навстречу Исраэйльтянам, и было сражение в лесу Эфраима. И разбит был там народ Исраэйльский рабами Давида… И окружили Авшалома …, и умертвили его…. И сказал Йоав Кушиянину: ступай ты, донеси царю, что ты видел. И поклонился Кушиянин Йоаву, и побежал… И опять сказал Ахимаац, сын Цадока, Йоаву: что бы ни было, побегу и я за Кушиянином… И сказал ему (Йоав): беги. И побежал Ахимаац по долине (Иордана), и опередил Кушиянина.  А Давид сидел между двумя воротами (в Маханаиме), и взошел сторож на кровлю ворот крепостной стены, и, взглянув, увидел: вот, бежит один человек… И увидел сторож другого бегущего человека…

Где происходило это сражение?  Лес Эфраима больше нигде в Танахе не упоминается, и мы можем только гадать о его местоположении. Ясно, что он находился не на территории колена Эфраима, а на другом берегу Иордана. Более конкретная зацепка – как пишет Иосиф Флавий, территория колена Эфраима простиралась, судя по всему, до Иорданской долины и находилась напротив надела колена Гада. Если колено Биньямина имело тесные связи с Трансиорданией (Маханаим, Явеш Гилеад), то может быть соседнее с ним колено Эфраима тоже их имело? Может быть, переселенцы Эфраима когда-то жили на восточном берегу Иордана, в местности напротив надела колена Эфраима?

Вторая зацепка – лес. Как любят рассказывать экскурсоводы, сравнивая безжизненный западный берег Иорданской долины с зелёной полосой на восточном берегу Иордана: -это всё потому, что влажный воздух со Средиземного моря пролетает над Иудейской пустыней и задерживается горами Гилеада, так что все осадки выпадают перед этими горами, то есть на восточной стороне Иорданской долины. Там, наверное, и следует искать лес.

Рис. 15. Лес на склонах горы Аджлун (северный Гилеад) в Иордании. Надо думать, что такие же леса были в древности и в южной части Гилеада, где, скорее всего, и надо искать лес Эфраима.

Как бы то ни было, Авшалом сражение проиграл и был убит в лесу Эфраима. Два гонца спешат сообщить эту весть Давиду в Маханаим. Один – Кушиянин – бежит по короткой, но, судя по всему, плохой дороге, а другой – Ахимаац – бежит по более длинной (но видимо более хорошей) дороге вдоль Иорданской долины. Оба гонца прибегают к Давиду в Маханаим почти одновременно. Исходя из этого рассказа, мы понимаем, что в Маханаим из леса Эфраима ведут две дороги: одна из которых проходит по долине Иордана, а другая прямиком через лес.

Будем считать, что лес Эфраима находится в восточной части Иорданской долины напротив надела Эфраима.[9] Из Рис. 16 видно, что есть много дорог, ведущих из этого района как в Тель-Хаджадж, так и в Тулул-аль-Дахаб. Какое из этих мест не отождествлялось бы с Маханаимом, мы легко найдём две дороги, ведущие туда из леса Эфраима и удовлетворяющие описанию миссии Ахимааца и Кушиянина. А вот северный кандидат на Маханаим – Махне (Рис. 2) под это описание не подходит.

Ещё одна деталь: в ожидании известий с поля битвы Давид сидит между воротами города. Как мы знаем из археологии, в хорошо укрепленных городах того времени была городская стена и ворота. При раскопках на холме Тель-аль-Дахаб-аль-Гарбия археологи нашли следы поселения раннего Железного века с фортификационными сооружениями и городскими стенами. В Тель-Хаджадже археологические раскопки были не столь интенсивные, но и там нашли поселение раннего Железного века, однако были ли у него стены и ворота неизвестно. Так что исходя из наличия городских ворот – Тулул-аль-Дахаб безусловно совместим с Маханаимом, а Тель Хаджадж, может быть, тоже.

Рис. 16. Сражение в лесу Эфраима. Коричневым цветом показаны современные дороги, коричневым пунктиром показаны некоторые древние дороги.

Маханаим в Книге Царств

Рис. 17. Административные районы царя Шломо.

С целью упорядочения налогообложения, царь Шломо создал систему административных округов, которые были альтернативой древнему делению на наделы колен, хотя во многом с ними перекрывались.   Похоже, что вся Трансиордания была выделена в один большой округ, которым управлял некто Гебер, а её северная часть составляла отдельный под-округ с центром в Рамот-Гилеаде, которым управлял сын этого самого Гебера. Центральная часть Трансиордании, которая более или менее совпадала с наделом колена Гада, была выделена в другой под-округ, которым управлял некто Ахинадав, а его центром и был Маханаим. Получается, что в царстве Шломо Маханаим был то ли первым, то ли вторым по значимости городом Трансиордании.

Поход Шишака

Как мы знаем из надписей на египетских храмах в Карнаке и Амуне, первый фараон 22-ой династии, Шошенк I (Шишак) провел военный рейд в Ханаане в 925 г. до н.э., во времена царствования Рехавама в Иудее и, соответственно, Иеровама бен Навата в Израиле. Знаменитая стела в Карнаке в Египте содержит список покорённых Шишаком городов, а Рис. 19 показывает схему похода, которую можно восстановить из этих надписей.

Рис. 18. Стелла Шишака в храме в Карнаке. Каждый ряд содержит названия покоренных городов.

Надпись в Карнаке перечисляет города, завоеванные Шишаком. Она содержит 137 названий, около половины из которых расшифрованы и идентифицированы. Надписи располагаются в десять горизонтальных рядов, организованных, судя по всему, по географическому признаку, поскольку города, которые находятся близко друг от друга географически, находятся в одном и том же ряду. Так во втором ряду находятся города Изреельской долины и города надела Биньямина: Таанах, Шунем, Бейт-Шеан, Рехов, Хафараим, ?,?,?,?,Маханаим, Гивон, Бейт Хорон, Кирият-Яарим, Аялон; в третьем ряду находятся города вокруг Мегиддо; в пятом ряду находятся города в Иорданской долине и в районе Шхема: Пенуэль, ?, Суккот, Адам, Земараим?, Мигдол, Тирца; а в 6-10 ряду находятся города на юге Иудеи и в Негеве. Отметим, что в пятом ряду, где находятся Пенуэль, Суккот и Адам, отсутствует Маханаим. Однако место под этим названием фигурирует во втором ряду, рядом с Гивоном и Айалоном – городами из надела Биньямина. Тот ли это Маханаим, который фигурирует в истории Яакова? Мне кажется, что стела Шишака имеет здесь в виду какой-то другой Маханаим, который находится в районе Гивона, то есть в наделе Биньямина или рядом с ним.  Действительно, в наделе колена Дана, граничащего с наделом Биньямина, есть место под названием Махане Дан[10] (может быть, это другое название всего надела Дана – настолько этот надел был мал).

Рис. 19. Карта похода фараона Шишака, составленная на основе надписи в Карнаке. Имена Суккот, Пенуэль, и Адам расположены там в одном ряду, а Маханаим – совсем в другом ряду, вместе с Гивоном и Айалоном. Может быть, это какой-то другой Маханаим?

Иеровоам бен Нават

Теперь обратимся к истории Иеровоама бен Навата. Книга Царей позиционирует его как способного чиновника в администрации царя Шломо, который с царём не ужился и был вынужден бежать в Египет к фараону Шишаку (Цари I, 12:2). После смерти Шломо, Иеровоам бен Нават вернулся и стал соперником наследника Шломо, Рехавама. Иеровоам развалил Объединённое царство, отколол от него десять колен, и стал царём Северного Царства. На пятый год царствования Рехавама и, соответственно, Иеровоама бен Навата, египетский фараон Шишак нагрянул в Ханаан (Цари I, 14:25). Можно было бы подумать, что целью похода Шишака было завоевание ослабленного Южного царства, однако из карты его похода (Рис. 19) видно, что главный удар был направлен как раз на Северное царство Иеровоама бен Навата. (Похоже уж очень неуживчивый был этот Иеровоам, раз ссорился со всеми царями, с которыми контактировал). Царь Рехавам откупился Храмовыми сокровищами, поэтому Южное Царство не пострадало (Цари I 14:25-27).

Как это не странно, но книга Царей молчит по поводу разрушений Шишака в Северном царстве. Однако мы можем почерпнуть косвенные сведения об этом из отрывка «И обстроил Иеровоам Шхем на горах Эфраимовых, и поселился в нем; и вышел оттуда, и построил Пенуэль» (Цари I 12:25). Получается, что первой столицей Северного Царства был Шхем, но впоследствии столица была перенесена в Пенуэль, скорее всего вследствие разрушений, учинённых Шишаком.  Действительно, Рис. 19 показывает, что фараон Шишак разрушил почти все крупные города в Северном царстве. Археологические раскопки этих городов во многих случаях подтверждают разрушения в 10 в. до н. э., то есть во времена похода Шишака.  Хотя столица Северного царства – Шхем – в списке Шишака отсутствует, археологические раскопки указывают на его разрушение в тот же период. А вот Пенуэль как раз фигурирует в списке городов, разрушенных Шишаком, так что неудивительно, что, судя по Книге Царей, Иеровоаму пришлось его отстраивать.

А почему Иеровоам не стал отстраивать Шхем, по-видимому, разрушенный во время похода Шишака, а вместо этого передвинул столицу в Трансиорданию? Похоже, что из тех же соображений, что и Ишбошет, и Давид, которые укрылись там подальше от потенциальных врагов. Только почему они выбрали Маханаим, а Иеровоам выбрал близлежащий Пенуэль? Отметим, что в рассказе о царствовании Шломо в книгах Царей и Хроник, Пенуэль не упоминается не упоминается вовсе, в то время как близлежаגший Маханаим играет важную роль, да и Суккот тоже упоминается как металлургический центр. Можно, конечно сказать, что во времена Шломо Маханаим был крупным городом, а Пенуэль был мелким, не заслуживающим упоминания местечком, поэтому и Давид, и Ишбошет выбрали именно Маханаим, а не Пенуэль в качестве убежища.  Однако Иеровоам бен Нават, а впоследствии и его сын Надав выбрали в качестве столицы всё же не Маханаим, а Пенуэль. Было бы логичней выбрать Маханаим, который был столицей Ишбошета, чьё царство рассматривалось как предтеча Северного царства!

А что если Маханаим и Пенуэль – это разные названия одного и того же места? Действительно, холмы Тулуль-аль-Дахаб находятся очень близко друг от друга, расстояние между их верхушками не превышает 2000 футов, то есть 600 м (Рис. 9). Археологические раскопки показывают, что в ранний Железный век на холме Тулуль-аль-Дахаб-аль Гарбия (левый холм на Рис. 9) было большое поселение со стенами, в то время как на противоположном холме Тулуль-аль-Дахаб-аль Шаркия было небольшое поселение, которой больше смахивало на защитный форт, чем на жилые дома. Может быть, Маханаим – это название всего комплекса, а Пенуэль – это его защитный форт? Мы знакомы с похожим примером – столица Венгрии, Будапешт, образовалась в результате слияния крепости Буда на одном берегу Дуная и большого торгового города Пешт, расположенного на противоположном берегу.

Маханаим или Пенуэль?

Здесь мы проанализируем гипотезу о том, что Маханаим и Пенуэль – это одно и то же место с чередующимися названиями. В Таблице 1 собраны упоминания Маханаима и Пенуэля в Танахе. Отметим, что почти ни в одном рассказе, кроме как в истории Яакова, Маханаим и Пенуэль не упоминаются вместе (Маханаим в списке Шишака, это, похоже, какой-то другой город, находящийся в наделе Дана или Биньямина).    Почему-то вспоминается «Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда»-Р. Л. Стивенсона. В этой фантастической повести один и тот же человек выступает в двух разных ипостасях, а его идентификация становится возможной благодаря наблюдению, что эти две ипостаси никогда не появляются вместе.

А как же быть с историей Яакова? Вспомним, что при нашем анализе передвижений Яакова, как бы мы не устанавливали соответствие между Маханаимом и Пенуэлем, с одной стороны, и двумя холмами Тулуль-аль-Дахаб (Рис. 9-11) с другой, ничего путного у нас не получалось: Маханаим и Пенуэль налезали друг на друга при любом раскладе. Если мы вспомним также, что Яаков видит ангелов и в Маханаиме, и в Пенуэле, то у нас возникает подозрение, что это просто два разных названия одного и того же места, а рассказ о Яакове – это наложение двух близких традиций.

Таблица 1. Упоминания Маханаима и Пенуэля в Танахе.

Пенуэль
Маханаим
История
V
V
Яаков возвращается из Харрана
V
Книга Иегошуа и наделы колен
V
Книга Судей и история Гидеона
V
Царство Ишбошета
V
Давид и Авшалом
V
Царство Шломо
V
Иеровам бен Нават
V
Книга Хроник, города левитов
V? [11]
Песня Песней 7:1
V
Поход Шишака

Заключение: так где же всё-таки находился Маханаим?

В Таблице 2 сведены вместе все упоминания Маханаима в Танахе. Сравнивая несколько возможных местоположений Маханаима на предмет соответствия с Танахом, мы видим, что Тель-Хаджадж более или менее согласуется со всеми рассказами с точки зрения топографии, но не согласуется с этимологией названия Маханаим, а версия, что Маханаим и Пенуэль – это одно и тоже место – прекрасно согласуется со всеми рассказами, и встречает некоторые трудности лишь в рассказе о Яакове. Однако это слишком смелое предположение, и даже для себя я всё ещё не могу выбрать, что же такое Маханаим, – это Тель-Хаджадж или же холмы Тулуль-аль-Дахаб?

Таблица 2. Упоминания Маханаима и Пенуэля в Танахе

Маханаим = Пенуэль
Маханаим и Пенуэль=два холма Тулуль аль Дахаб
Маханаим=Тель Хаджадж
Маханаим=Махне
История
~V
~
~
X
Яаков возвращается из Харрана
V
V
V
~
Книга Иегошуа, Хроник и наделы колен
V
~
V
~
Книга Судей и история Гидеона
V
V
V
X
Царство Ишбошета
V
V
V
X
Давид и Авшалом
V
V
V
~
Царство Шломо
V
~
~
~
Иеровам бен Нават
V
~
~
X
Поход Шишака

V-согласуется, X-не согласуется, ~ – согласуется с трудом

Литература

  1. Jeremy M. Hutton, Mahanaim, Penuel, and Transhumance Routes: Observations on Genesis 32–33 and Judges 8. Journal of Near Eastern Studies, Vol. 65, No. 3 (July 2006), pp. 161-178.
  2. Finkelstein, I. Koch and O. Lipschits, The Biblical Gilead: Observations on Identifications, Geographic Divisions and Territorial History. Ugarit-Forschungen 43 (2012), pp. 131-159.
  3. Garrow Duncan (1927) Notes on the Sites of Succoth and Penuel as Bearing upon the Routes of Gideon and Jacob, Palestine Exploration Quarterly, 59:2, 89-96, DOI: 10.1179/peq.1927.59.2.89
  4. Kitchen KA. The Shoshenqs of Egypt and Palestine. Journal for the Study of the Old Testament. 2001;25(93):3-12. doi:1177/030908920102509301
  5. Merrill The identification of Succot and Penuel. Palestine Exploration Quarterly. 1878 Apr 1;10(2):81-8.
  6. David Moster https://929chapters.com/2017/07/07/genesis-32-jacob-prepares-for-esau-jacob-fights-with-a-divine-man-and-becomes-israel/
  7. Robert A. Coughenour A Search for Maḥanaim . Bulletin of the American Schools of Oriental Research , Feb., 1989, No. 273 (Feb., 1989), pp. 57-66.
  8. Clancy F. Shishak/Shoshenq’s Travels. Journal for the Study of the Old Testament. 1999;24(86):3-23. doi:1177/030908929902408601
  9. MacDonalds, East of the Jordan: territories and sites of the Hebrew Scriptures (Boston, ASOR books, vol. 6, 2000, p. 195).

[1] Так, книга Хроник сильно идеологизирована. История Северного царства там полностью игнорируется, а Южное царство всячески превозносится, причем Давид представляется идеальным царем, лишенным всяческих недостатков. Однако даже такое сильное редактирование не искажает географию: то, что Давид сначала правил в Хевроне, а затем в Иерусалиме никак не оспаривается. Да и в наше время: какие бы не создавались легенды по поводу штурма Зимнего дворца в 1917 г., нет сомнений в том, что дело происходило в Питере, а не, скажем, в Москве.

[2] Хотя большинство мидрашей полагают, что Авраам входил в Ханаан с севера- будущего надела Дана и, таким образом, в своих передвижениях проходил всю землю Ханаан от Дана до Беер Шевы, в тексте Торы про это ничего не сказано и в качестве первого пункта по приходе Авраама в Ханаан указан Шхем. Мы можем спросить, почему патриархи входили в Ханаан скорее всего через Шхем, а не через Хацор или Бейт Шеан. Из книги Иегошуа мы знаем, что в Хацоре сидел сильный царь.  Из египетских хроник и археологии мы также знаем, что Бейт-Шеан был под контролем Египта, и там сидел египетский наместник. Судя по всему, патриархи туда не заходили, не желая иметь дело с сильной властью. А после дороги Гилеад-Бейт-Шеан (это та дорога, по которой двигался караван мидианитян, подобравший Иосифа), следующая переправа через Иордан находится в районе Адама (Дамья), и оттуда дорога поднимается в Шхем.

[3] Откуда мы видим, что Яаков- богатая и влиятельная личность? Во-первых, Яаков подарил Эсаву в общей сложности 540 голов скота. Надо думать, что у него ещё кое-что осталось! Во-вторых, по приходу Яакова в Шхем, князь города приходит к нему в дом и общается с ним на равных. Это подразумевает сходный статус.

[4]Удивительный маршрут Яакова, изображённый на Рис. 6а, проистекает из неверного представления о том, что такое Гилеад. Среднестатистический читатель Танаха полагает, что Гилеад- это горная часть Заиорданья между р. Ярмук и р. Яббок, а всё, что южнее Яббока, то есть бывшее царство царя Сихона,- это уже не Гилеад. Это мнение неверно.  Горная часть Заиорданья южнее Яббока – тоже Гилеад (Рис. 2), как это следует из Иегошуа 12:2; Хроники II 15:3-9; Хроники I 26:31. Более того, в отличие от распространённого мнения, что место встречи Яакова и Лавана на горе Гилеад-  это современная гора Аджлун в Иордании, то в действительности это, скорее всего, Джабль Джелад, на которой сегодня стоит город Ас Сальт.  Возле неё даже сохранилась арабская деревня Джелад, хранящее библейское имя Гилеад.

[5] Это не такой уж сильный аргумент, поскольку суффикс – аим часто встречается в географических названиях – и означает направление (Земараим, Кирьятаим, Шаараим, и ещё десяток похожих названий в Танахе).

[6] Судя по Рис. 9-11, человеку переправиться через Яббок нетрудно, несмотря на крутые берега. Однако овцам и козам с их короткими ногами это сложно.

[7] Суккот и Йогба надёжно идентифицированы археологически.

[8] У колена Биньямина всегда были особенно тесные связи с коленами Трансиордании (Гилеада), как это видно из трёх историй, связанных с городом Явеш-Гилеад (Шмуэль I 11; Шмуэль I 31; Судьи 21).

[9] Бытуют и другие предложения по поводу местонахождения леса Эфраима. В книге Иегошуа 17:14-18 рассказывается, как колена Эфраима и Менаше пожаловались Иегошуа, что им не хватает места, а он посоветовал им расчистить лес на территории, где жили Рефаим (великаны) и Перизим.  Про Рефаим нам известна Эмек (долина) Рефаим в районе Иерусалима.  Кроме того, книга Деварим 2:19-21; 3:11 сообщает нам, что Рефаим когда-то жили в Гилеаде (Трансиордании), на территории, впоследствии занятой Аммоном. Это даёт основания искать лес Эфраима внутри надела половины колена Менаше в Гилеаде, то есть к северу от р. Яббок (Рис. 16) в районе г. Аджлун. Хотя там и сейчас густой лес (Рис. 15), эта версия маловероятна, поскольку Иегошуа советует коленам Эфраима и Менаше прогнать из этого леса Канаанейцев, которые не жили в Трансиордании. Про Перизим нам известно лишь, что они жили в районе Шхема, а не в Трансиордании. Так что Иегошуа, судя по всему, предлагает Эфраимлянам расчистить лес на горах Шомрона, а не Гилеада.

[10] Судьи 13:25 וַתָּ֙חֶל֙ ר֣וּחַ יְהֹוָ֔ה לְפַעֲמ֖וֹ בְּמַחֲנֵה־דָ֑ן בֵּ֥ין צָרְעָ֖ה וּבֵ֥ין אֶשְׁתָּאֹֽל

[11] Упоминание Маханаима в Песне Песней 7:1 שׁ֤וּבִי שׁ֨וּבִי֙ הַשּׁ֣וּלַמִּ֔ית שׁ֥וּבִי שׁ֖וּבִי וְנֶֽחֱזֶה־בָּ֑ךְ מַֽה־תֶּֽחֱזוּ֙ בַּשּׁ֣וּלַמִּ֔ית כִּמְחֹלַ֖ת הַֽמַּֽחֲנָֽיִם: вряд ли имеет отношение к городу Маханаим, а скорее всего говорит о танце, где танцоры строятся в две шеренги.

[12] Хотя Маханаим и Пенуэль не упоминаются в описании похода Шишака в книге Царей, эти названия фигурируют на стеле в Карнаке.

Please Login to Comment.

Back to top button