Тайна еврея, рав Иеѓуда Леон Ашкенази (Маниту), курс Нехамы Симанович
Курс основан на недавно вышедшей книги с одноименным названием в переводе автора курса
О курсе
В книге «Тайна еврея» рав Ашкенази прослеживает родословие человечества в книге Берешит с морально-педагогической точки зрения, применяя его к опыту нашего поколения. Он разбирает острые экзистенциальные вопросы выбора и предопределения, избранного народа в соотношении с другими народами, цели истории и ее назначения. Все эти вопросы раскрываются читателю с интеллектуальной смелостью, в актуальном видении, с любовью к человеку, и решаются оригинальным и современным путем. Как об этом: говорил сам рав Ашкенази: «Истина проверяется в ее простоте».
Рав Йеѓуда-Леон Ашкенази был великим лидером не только в масштабах общины или общества, но и в масштабах всего поколения. Он оказал влияние на целое поколение французских евреев, оставил десятки тысяч учеников и последователей, и его голос не умолкнет в будущих поколениях.
Многим он открыл тайну того, что иудаизм полностью отличается от того, что люди представляют себе при поверхностном знакомстве. Эта поверхностность в конечном счете приводит к отдалению. Хорошо разбираясь во всех древних и новейших направлениях мысли и обладая способностью к анализу самых тонких духовных механизмов, он смог выразить священное древнее содержание, пользуясь современными средствами.
О ведущей
Нехама Симанович – преподаватель Талмуда и Танаха, переводчик и редактор десятков книг по иудаизму, переводчик книги “Тайна еврея, рав Иеѓуда Леон Ашкенази (Маниту)”, работает в организации рава Ури Шерки «Брит Олам» с русскоязычными бней Ноах.
Участие в курсе
Участие в курсе условно-бесплатное, то есть мы не обуславливаем участие оплатой, однако мы убедительно просим тех, кто имеет такую возможность, помочь нам в их проведении.
Ежемесячная стоимость участия 50$ для Израиля, Америки, и др. стран Запада и 1000 руб. для российских участников.
Имеющие возможность оплатить одноразово 3-6-12 месяцев – приветствуются. Имеющие возможность участвовать бОльшими суммами и тем самым помочь тем, кто не имеет такой возможности, приветствуются. Спасибо тем, кто уже откликнулся!
Занятия проходят по чт., йом хамиши, 18:30 вр. изр.
Постоянная ссылка для участия в Зуме – https://lilmod.zoom.us/j/89881865198
Группа “Современная еврейская философия” в Телеграме – https://t.me/+ylN7qNlsHxY1MmQ0 информация о курсе, обсуждение занятий. Лектор, Нехама Симанович, участник группы.
“Тихая группа” в Ватсапе для объявлений о занятиях – https://chat.whatsapp.com/HlLl0qkNJLKEJwMDKPW15R
Предисловие к книге “Тайна еврея, рав Иеѓуда Леон Ашкенази (Маниту)”
Сказал рабби Ицхак: «Следовало бы начать Тору со стиха: ‘Этот месяц для вас – глава месяцев’ (Шмот, 12:2), поскольку это первая заповедь, данная сынам Израиля. Почему же она начинается с Берешит…» (Комментарий Раши к Писанию)
И нужно сказать, что Тора в простом ее понимании как «книги заповедей», действительно начинается со стиха «Этот месяц…», так, как объясняет это Раши: «это первая заповедь», и т.д. Однако вопрос о необходимости начать Тору, то есть определить, с какого места должна начинаться письменная Тора, имеет более широкое значение, ведь наши мудрецы сказали, что «нет более раннего и более позднего в Торе» (Трактат Псахим, 6б), и они хотели этим сказать, что Тора – вечна, а с вечной стороны истины к ней не могут относиться понятия «раньше» и «позже». Однако Откровение Торы изложено в определенном порядке. Отсюда следует, что необходимость начать написание Торы с того или иного стиха проистекает именно из необходимости ее записать. И так приведено в книге Зоѓар (недельный раздел Бо, стр. 39б): «Сказал рабби Ицхак: Следовало бы начать Тору со стиха: ‘Этот месяц для вас’», то есть в простом и логичном порядке дарования заповедей, с первой заповеди, данной Израилю, как это разъяснил Раши. Что же касается Торы Израиля, которой мы занимаемся, то о ней сказано: «Вот Тора, которую положил Моше сынам Израиля» (Дварим, 4:44). Поэтому Писание вынуждено дать предисловие, к стихам (Шмот, 12:1-3), в которых сказано: И сказал Господь Моше и Аарону в земле египетской, говоря: этот месяц для вас начало месяцев; первый он у вас из месяцев года. Скажите всей общине Израильской так: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый по ягненку на семейство, по ягненку на дом.
Было необходимо объяснить, кто такие упомянутые здесь Моше и Аарон и что они делали в Египте. Кто это – община сынов Израиля, и кто это – Господь Бог евреев, открывающийся им. Поэтому Писанию пришлось начать книгу Берешит издалека, со стиха: «Вот происхождение неба и земли при сотворении их» (Берешит, 2:4). Следовательно, смысл вопроса Раши ясен, и он формулирует его совершенно точно, а именно относительно описания Творения. Пользуясь его словами: «В чем смысл того, что Тора начинается со слова ‘В начале’, а не со стиха ‘Вот происхождение неба и земли…’». И тогда становится понятен смысл его объяснения. В соответствии с этим, совершенно очевидно, что все рассказы Писания, и особенно родословные династий, являются необходимым предисловием к Книге заповедей, и следует отвергнуть мнение того, кто считает, что между ними нет связи, «черта за чертой, повеление за повелением».[1] Таким образом, весь рассказ Писания называется «Тора», как об этом сказано в трактате Брахот (5а).
И сказал рабби Леви бар Хама, сказал рабби Шимон бен Лакиш: почему написано (Шмот, 24:12): «Я дам тебе скрижали каменные и Тору, и заповедь, которые Я написал для наставления их». Скрижали – это Десять Речений, Тора – это Писание, заповеди – это Мишна, ‘которые Я написал’ – это Невиим (книга Пророков) и Ктувим (книга Писаний), [2] наставления их – это Талмуд. Это учит тому, что все они были даны Моше на Синае.
И Раши объясняет: «Писание (Микра – буквально «читаемое») – поскольку есть заповедь читать (ликро) Тору»; имеется в виду, что заповедь чтения Торы относится ко всем книгам Торы, а не только к тем стихам, из которых Мишна и Талмуд выводят заповеди.
Однако на протяжении многих поколений большинство людей, изучающих Писание, утратили понимание Писания как Торы, так что возник глубокий разрыв между осмыслением еврейской веры с одной стороны и изучением заповедей с другой. И Тора превратилась уже не просто в две Торы, но возникло как бы два народа, не дай Бог, хотя внешне кажется, что они обращаются к одной и той же Торе. Многие, и не самые последние люди, обосновывают свою верность традиции и свою веру теологически-философскими взглядами, привнесенными издалека, а другие по большей части изучают законы в отрыве от прочтения Писания как Торы, и тем самым отдаляются от истоков путей наших праотцов. И кто знает, может быть, об этом времени говорили наши мудрецы: «Беседа рабов наших праотцов лучше, чем изучение Торы сыновьями» (ср. Раши на Берешит, 24:42).
Более сорока лет мне довелось изучать и преподавать многим ученикам учение о родословиях, которое я получил из уст учителей и из книг. Прежде всего, у моего учителя и наставника, моего отца Давида Ашкенази, благословенной памяти, который был главным раввином Алжира, потом у р. Яакова Гордина, благословенной памяти, во Франции, а после приезда в Израиль – у моего учителя и наставника, рава Цви-Йеѓуды ѓа-Коѓена Кука. Они открыли мне учение о родословиях согласно подходу Раши, Кузари, Маѓараля, Шла (Шней лухот ѓа-брит – «Две скрижали завета»), При цадик («Плод праведника»), и другим. Двое из моих учеников, г-жа Габриэла Фогель и г-н Исраэль Пивко, которые досконально изучали и преподавали основные темы учения о родословиях, взялись опубликовать некоторые свои заметки, основанные на моих устных уроках на протяжении многих лет. Хотя эти вещи не были написаны мной, я благодарен им и благословляю их работу, поскольку я внимательно изучил написанное и нашел, что оно соответствует духу моих слов и правильному их пониманию, и достойно публикации.
С благословением «Дающий человеку знание»,
Иерусалим, Шват 5748 г. (1988)
Йеѓуда-Леон Ашкенази
[1] Имеются в виду слова Маймонида в Море невухим (Путеводитель растерянных, ч. 3, гл. 50, начиная со слов: «Знай, что все истории, которые находим в Торе…»).
[2] Из комментария рабби Леви бар Хамы следует, что сих указывает также на порядок изучения Торы: Тора, Мишна, Пророки, Писания и Гемара.