Рав Ури Шерки о проблеме насилия в свете учения Маниту (рав Йеѓуда Ашкенази)
перевод выступления р. Ури Шерки с франзузского
Вступление
Шалом всем!
Надеюсь, что меня хорошо слышно, и для меня это честь и удовольствие участвовать в этом собрании. Если быть откровенным, я, как правило, представляю себя как довольно холодного интеллектуала. Тем не менее, невозможно не почувствовать эмоциональные волнения, вызванные последними событиями. Возможно, это также отразится на моем выступлении.
Я решил затронуть проблему насилия, которая довольно часто обсуждается у Маниту. Думаю, это очевидно, почему нужно говорить о проблеме насилия прямо сейчас. Ведь сегодня мы сталкиваемся с явлением, скажем, экстремального насилия.
Фактически, в человеческих конфликтах существуют две формы насилия: варварство и организованность. Варварское насилие характеризуется полным отсутствием моральных ценностей, в то время как организованное насилие представляет собой хорошо спланированные, продуманные и подготовленные действия. То, через что мы в настоящее время проходим в Израиле, – это слияние обеих форм насилия. Здесь присутствует и варварское, и организованное насилие. Я избегну ужасающих описаний того, что произошло в день Симхат Тора; это едва можно повторить. То, что мы видели здесь, представляет собой хорошо организованный акт, который, можно сказать, был подготовлен силами ХАМАС как минимум в течение года.
Амалек
Объединение варварского насилия и организованного насилия такого масштаба мы не видели с времен нацизма. Иными словами, мы сталкиваемся с феноменом крайнего насилия, который не может не напоминать нам поведение Амалека, как это описано, кстати, в мидрашах.
Тора делает очень сдержанные намеки на поведение Амалека. Мидраши более подробно излагают это. Напоминаю, что в Торе просто сказано: “Помни, что сделал тебе Амалек”. Почему нужно помнить? – говорит Маниту. Нужно помнить, потому что это исключительное явление, которое не является обыденным, выходит за пределы обычного и которое мы имеем тенденцию забывать и отрицать.
И поэтому существует реальная опасность не знать, как вести себя в те моменты истории, когда появляется Амалек, и как он может проявить себя. Присутствие Амалека также связано с моментом слабости. Когда ты выходил из Египта, помни, что сделал Амалек, когда ты был в пути, покидая землю Египта. И именно тогда он напал на “отстающих” (ва-йезанев беха коль ѓа-нехешалим ахарейха) “Всех, кто был ослаблен позади тебя. Когда ты был изнурен, и не боялся Бога.
Существует дискуссия между Раши и Ибн-Эзрой относительно того, кто не боялся Бога. Был ли это Израиль или Амалек? Но это не важно, потому что Амалек появляется в моменты ослабления доверия к присутствию Провидения. Мидраш рассказывает нам, что Амалек вел себя абсолютно жестоко, с описаниями ужасающих увечий и всего, что можно представить от амалекитян. Мидраш задается вопросом, как можно было напасть на тех, кто находится в облаках славы? Как можно было напасть на иудеев?
Ответ заключается в том, что существовало одно племя, которое было исключено из Облаков. Это было племя Дана. Племя Дана было идолопоклонниками, или по крайней мере, язычниками, и, следовательно, оно было исключено из облаков. И именно на них напал Амалек. Тора описывает нам войну против Амалека, которая произошла при выходе из Египта: Моисей говорит Иегошуа: “Выбери людей и выходи в бой против Амалека”. Откуда нужно выходить? Нужно выходить из Облаков Славы. Это означает, что задача в войне против Амалека – это спасти всех евреев, даже тех, которых ты не хочешь спасать, которые оказались аутсайдерами. Фактически, цель войны с Амалеком, при всей своей жестокости, имеет одну из целей – восстановить единство внутри народа.
Интересно, что в конце, после победы над Амалеком, строится Скиния. А Скиния – это место пребывания Творца на земле. Она создана двумя архитекторами: Бецалелем из племени Иуды и Олиавом из племени Дана. И мидраш говорит нам, что нет лучшего племени, чем племя Иуды и нет худшего племени, чем племя Дана; и Скиния (Святилище) может быть построена только, если есть оба. Таким образом, это одно из следствий, и невозможно этого не заметить сегодня, что израильское общество, которое до сих пор было глубоко раздроблено, внезапно обнаружило удивительное единство перед врагом, ведущим себя как Амалек.
Интересно отметить, что проблема насилия на земле, особенно такого ужасного насилия, как Амалек, была предельно серьезно изучена Маниту и в источниках, на которые он ссылался. Прежде всего, я хочу напомнить учение Маараля из Праги в тексте, который называется “Native à Shalom” (“Путь к миру”), в котором Маараль описывает чрезвычайно пессимистично человеческую сущность. Действительно, по мнению Маараля из Праги, врожденное поведение людей – это соперничество.
Но обратимся к учению о передаче влияния от Рава Ашлага, которое Маниту часто цитировал: определение сущности сотворенного – это тот, кто хочет получать, или, если я осознаю, что я существо сотворенное, что я хочу получать, и мой ближний тоже хочет получать, то возникает соперничество: кто из нас будет получать? И, следовательно, примирение, заключение мира, не является очевидным делом. До такой степени, что есть фраза, которую Маниту интерпретировал крайне пессимистично, несмотря на то, что она обычно поется с радостью: “Осе шалом би-мромав, ѓу йасе шалом алейну ” – “Тот, кто творит мир в Своих высотах, сотворит мир над нами”. Из чего Маниту заключает, что мир невозможен между людьми. Необходимо божественное вмешательство, чтобы это стало возможным. И все это связано с так называемой проблемой братства.
Братство
Давайте вспомним о таких вещах, которые вам хорошо известны, так как большая часть аудитории живет во Франции. Есть три ценности, которые провозгласила Французская революция: свобода, равенство, братство. И я хочу вспомнить слова рава Штейнзальца, который говорил, что в отношении свободы, мы пытались применить ее в западном мире. Что касается равенства, мы пытались применить его в коммунистическом и социалистическом мире. Что касается братства, говорил рав Штейнзальц, мы еще не попробовали.
Действительно, вероятно, это самая трудная ценность для достижения. Это, безусловно, вызов для народа Израиля. Если вернуться к учению Маниту, в его комментариях на книгу “Берешит”, которая является книгой формирования и происхождения идентичности Израиля, есть четыре недельных раздела: “Вайеце”, “Микец”, “Ваегаши”, “Ваехи”, которые затрагивают одну проблему – проблему братства между братьями, которые хотели убить друг друга.
Иосиф был осужден на смерть своими братьями. В конце концов, они не убили его, потому что не следует убивать братьев. Но это было не просто. Сказано: ве-ло йахлу дабро ле-шалом – «и не могли говорить с ним мирно». Они ненавидели его, не могли вести с ним мирные переговоры, и Раши говорит нам: Хотя Писание их критикует, есть и позитивное в описании их отношений. Они не лицемерили. Если они ненавидели его, им следовало сказать об этом открыто, не скрывая свою неприязнь. Я говорю тебе, что не согласен с тобой, и даже хочу тебя убить. В семье, где братья готовы убить друг друга, в конце концов удается достичь подлинного мира. Таким образом, в мире есть место для мира, и это означает, что история может быть успешной.
Вот почему книга Берешит, являющаяся пре-историей мира, завершается в момент, когда наступает мир. И в конце концов мы можем перейти к книге Шмот, которая начинает Историю.
В этом заключается суть учения Маниту: он анализирует проблему насилия через различные библейские повествования. И вот я хочу остановиться на одном из них.
Каина и Авель
Первым проявлением насилия в истории является история Каина и Авеля. Конечно, вы знакомы с текстом. Интересно, что Тора подробно останавливается на этой истории конфликта. Ей посвящено около пятнадцати стихов (что довольно много для книги Берешит), в которых описывается история этого убийства.
Я хочу остановиться на слове, на котором также останавливался Маниту. Сказано: Ва-йакам Каин эль Ѓевель ахав – «Тогда восстал Каин против Авеля, своего брата». Если он восстал, говорит Маниту от имени мидраша, значит, он лежал. Где он лежал? Ну, он лежал под Авелем, потому что, видя, что Каин хочет его убить, он повалил его на землю. Потому что Авель был очень сильным. Он не был слабым, и он поверг своего брата на землю. И что теперь? Теперь он находится в состоянии законной самообороны. У него есть право убить его. Мидраш вкладывает в уста Каина следующие слова: “Брат мой, если ты убьешь меня, что ты скажешь нашим родителям?” Авель дает себя убедить, и в этот момент Каин встает и убивает Авеля.
Теперь давайте проанализируем грех Авеля с различных сторон. Я приведу два аспекта. Первый: он слушает речь Каина, которая содержит те же ценности, что и у Авеля, и доверяет ему, думая: “Если он говорит, как я, то он разделяет мои ценности”, что является ошибкой для воспитателя. Воспитатель должен знать реальное состояние ума того, кого он пытается воспитать. Однако бывает и хуже. Это касается очень важного аспекта в современных моральных ценностях, защищаемых сегодня Западным обществом. Авель считает, что если он убьет Каина, то сам станет Каином, то есть он отказывается использовать насилие в ответ на насилие, что указывает на моральный дефицит.
Действительно, в христианской традиции существует идея, что единственной действительной ценностью является любовь. Хотя насилие в мире неизбежно, но в конечном итоге это зло.
В то время как в традиции Израиля моральной ценностью является справедливость. Зачем Мессия должен прийти для христиан? Мессия должен прийти, чтобы принести любовь на землю. Нам, евреям, этого не нужно. Мы знаем любовь, потому что читали в Торе: “Ты должен любить своего ближнего, как самого себя”. Но нам нужен Мессия, чтобы принести справедливость на землю. Все тексты Библии говорят об этом. Так что не применять насилие там, где есть насилие, на самом деле, значит отказаться от морализации мира. И действительно, Тора рассказывает нам, что после Каина и Авеля у Адама и Евы родится третий сын, который будет называться Шет, и о котором говорится ” шат ли Элоким зера ахер тахат Ѓевель… – «Бог дал мне другое потомство вместо Авеля, потому что Каин его убил». Это означает, что это новый Авель, но Авель, который не даст себя убить. У него будет голос Авеля и руки Каина, что-то вроде того, каким позже станет Израиль: будет состоять из голоса Якова и рук Исава. Это происходит, когда мы способны создать единство между задуманными идеалами и политическим прагматизмом, действующими вместе. В этом заключается истинная сущность Израиля.
И можно сказать, что в наши дни мы сталкиваемся с проблемой противостояния Амалеку, проблемой реакции на наиболее яростное насилие в мире и вопросом, как нам следует вести себя. Всегда существует тенденция, которую можно обнаружить у современных лидеров, у мыслителей. Они склонны говорить, что мы не можем применять насилие. И это правда. Более того, народ Израиля – это народ миролюбивый, который не любит использовать насилие. Но только тогда, когда вынужден выполнять свою моральную миссию и знать, как его использовать, когда это необходимо. Я бы даже сказал больше, что сегодня мы можем почувствовать со стороны мирового сообщества ожидание, как евреи будут реагировать. Потому что фактически весь мир, особенно Европа, сталкивается с волной насилия, иногда открытого, иногда скрытого. Мы отлично осознаем, что есть нападение на Европу и подвергается сомнению лидерство Америки в свободном мире и относительно миссии Израиля.
И самое страшное сейчас было бы пытаться адаптироваться к системе ценностей Запада, которая потерпела неудачу. Так что же это означает? Мы должны вести себя как ХАМАС? Нет, этого не требуется! Просто нужно уметь разрушать, и важно знать, что именно разрушать. Необходимо понимать психологию, разработанную исламистской идеологией, понимать мир ценностей, который скрывается за этим. Идея потери жизни на поле битвы для этого населения не рассматривается как несчастье. Напротив, можно сказать, что это награда, даже возможность немедленного восхождения в рай. Именно это ищут те убийцы, которые уничтожают как можно больше евреев самым жестоким и садистским способом перед тем, как они сами будут убиты, потому что, согласно их верованиям, это приводит их прямо в рай.
Необходимо понимать, что в этих вопросах преобладает такая психология. Количество потерь в человеческих жизнях не считается неудачей среди наших врагов. Однако для них критично потерять доминирование на территории.
Поэтому важно контролировать и доминировать в Газе. Вы можете спросить: “А что насчет населения там?” Ну, когда речь идет о потере своей идентичности, утрате моральных ценностей, эти проблемы становятся не первостепенными. Возможны различные решения, но важно понимать, что только четкая и ясная моральная реакция является приемлемой, когда речь идет о безопасности. Биологическое происхождение населения Газы как потомков Амалека не имеет значения; важно их поведение, которое напоминает поведение Амалека. Это важный момент для поминания.
Накманут и некама
Существует три заповеди согласно традиции, которые были даны народу Израиля в момент возвращения на свою землю. Первая – основать царство, вторая – истребить Амалека, и третья – построить храм в Иерусалиме. Фактически, сегодня у нас уже есть своего рода царство. У нас есть государство, Барух Ашем! Хотя его природу можно критиковать, оно не идеально, согласен, но оно существует. В настоящее время мы сталкиваемся с радикализацией зла, что означает, что храм не может быть построен. Не может быть мира между Творцом и его творением, пока существует зло.
И здесь я хочу напомнить о чем-то важном: после Холокоста многие потеряли свою веру, веру в Бога, веру в Тору. И одним из элементов, который вызвал это разочарование, было чувство, что мир подчинен злу, и это из-за отсутствия отмщения. Термин “месть” имеет двусмысленность в еврейской традиции. Существует так называемый “дух мести” или накманут, что является недостатком характера. Развивать убийственную агрессивность абсолютно неприемлемо. Однако есть понятие мести в смысле некама, то есть один из элементов справедливости на земле, где кровь должна быть отомщена, особенно если она была пролита, в соответствии с инверсией моральных ценностей.
Однако есть такое понятие, как дисквалификация общества, когда общество теряет право быть частью семьи народов, семьи государств, право быть частью всемирной политики, с того момента, когда оно полностью разложено.
И здесь я хочу напомнить заявление одного из лидеров Хамаса, бежавшего в Катар, в котором он сказал: “Да, не боевики Хамас совершали эту резню. Это народ, увидевший открытую границу Газы, сделал это”. Это, по сути, ужасное признание того, что общество полностью ориентировано на насилие, на ненависть к Израилю и всему, что это может представлять на моральном уровне. Итак, это то, о чем нужно помнить.
“Пусть придет Мессия, но пусть я не буду здесь, чтобы это увидеть”
Я хочу поделиться с вами одним высказыванием: в Талмуде говорится, что мудрецы Талмуда, амораим, боялись жить во времена избавления Израиля. Имеется очень красивое выражение на арамейском: йетей ве-ла ихеминейѓа, что означает “пусть придет Мессия, но пусть я не буду здесь, чтобы это увидеть”.
Талмуд задается вопросом (есть целое учение Маниту, развернутое вокруг этой страницы Гемары трактата Санѓедрин 98B), почему амораи, которые являются мудрецами Талмуда и нашими учителями традиции устного наследия, так боялись этого времени? Есть несколько объяснений. Одним из них является объяснение раби Йоханана, который не хотел бы жить в наше время, потому что он не хотел столкнуться с моментом в истории, когда Бог должен будет выбрать между одним народом и другим. Это аналогично моменту выхода из Египта, когда Бог должен был выбрать между египтянами и Израилем. И, наконец, эта дилемма была разрешена не Богом, а Нахшоном бен Аминадавом, который первым вошел и разверзнул воды моря.
Согласно мидрашу, это означает, что он был тем, кто осознал тот факт, что история не может прекратиться, что есть историческое предназначение. А рабби Йоханан знал, что такого рода дилеммы будут присутствовать в божественном плане в момент пришествия. Он не хотел быть в то время, где мы живем сегодня, в момент, когда мы пишем историю. Рабби Йоханан чувствует, что у него нет способности столкнуться с этими вызовами. Я хотел бы отметить, что мудрецы Талмуда, которые молились не жить в наше время, ну, их молитва была услышана. Они не живут в наши дни. 🙂
Итак, мы, живущие в наше время, не можем избежать этого противостояния, а значит, обладаем ответственностью и способностью принять вызов против зловещего духа Амалека. Я напомню, что в Книге Шмуэля, где рассказывается о войне Шауля с Амалеком, мы узнаем о слабости лидера, которую он проявил в конце. Он не смог довести до конца окончательное уничтожение Амалека из истории.
Эти библейские архетипы служат нам уроками – маасэ авот симан ле-баним, «деяния отцов – пример для потомков». Мы сегодня эти потомки. История повторяется и от нас зависит, повторим ли мы ошибки истории Шауля или, напротив, исправим их. Это, конечно, зависит от действий наших сегодняшних лидеров. Я лично общаюсь с разными людьми в Израиле, встречаю солдат, семьи, потерявшие близких, участвую в похоронах. И мы видим, как народ массово мобилизуется и готов массово вступить в борьбу с злом, независимо от политических убеждений.
Рава Кук, Эммануэль Левинас и Мартин Бубером о войнах
Проблема заключается в действиях лидеров, давлении со стороны мирового сообщества, в том числе со стороны США, и других факторах, иногда включая преступное равнодушие Запада. Когда общество, даже если оно суперцивилизованное, не может однозначно осудить произошедшее, это указывает на серьезную проблему, которая также может повлиять на политический или военный класс в Израиле. Мы должны надеяться, что это изменится. Как говорил Маниту: “Есть времена, когда мы должны делать то, что мы должны делать”, вспоминая о своем участии в битве при Кольмарском котле во время Второй мировой войны и сравнивая это с уничтожением Амалека.
Я также хочу напомнить о другом мыслителе, Эммануэле Левинасе, о котором, я думаю, вы все знаете. Однажды его спросили относительно его отношений с философом Мартином Бубером, так как высказывались мнения о схожести в их философских взглядах. И он ответил: “У меня есть проблема с Бубером. В чем заключается проблема? Он говорит, что тот не верно прочел раздел в книге Шмуэля, где пророк приказывает царю уничтожить Амалека. Бубер заявлял, что пророк Шмуэль не понял приказа Бога. Левинас говорит, что Бубер слишком свободно интерпретировал текст Библии.
Обратите внимание на важный момент: это тот самый Эммануэль Левинас, который был гуманистом, но он мог определить зло и понимал, что с ним нужно уметь бороться.
На самом деле, есть текст у рава Кука о войнах в Библии, которые часто бывают жестокими и насильственными. Рав Кук объясняет, что это связано с тем, что в то время, когда была написана Библия, в мире царила варварская жестокость, и поэтому иногда было необходимо реагировать насильственно против варваров. Он говорил, что, конечно же, это зависело от различных обстоятельств. Санѓедрин, Великий Совет мудрецов Израиля, должен был анализировать, прежде чем начать войну, каков уровень моральной деградации противника, с которым предстояло бороться.
Прежде всего, давайте четко определим моральный идеал Израиля по Маниту. Он назвал это “единством ценностей”, то есть не только любовь и не только строгость, но также то, что любовь и строгость участвуют в едином проекте, выраженном в моральной истине трех патриархов: Авраѓама, Ицхака и Яакова.
Теперь у меня есть небольшой вопрос. Были ли события, которые мы переживаем сейчас, предсказаны пророками? Ответ, очевидно, положительный, но где? Чтобы лучше понять, что говорили пророки, я бы хотел сначала вспомнить ситуацию в израильском обществе за прошедший год. Мы пережили чрезвычайно трудные моменты, когда ставились вопросы братства в обществе Израиля. Это было очень серьезно, даже угрожающе, даже на стратегическом и военном уровне, вплоть до того, что мы часто слышали фразы вроде – “я тебе не брат”. Кстати, такое может сказать только брат, то есть, когда я говорю “я тебе не брат”, это значит, что я им являюсь. В самом деле, это было невыносимо, когда оба лагеря крайне резко противостояли друг другу.
Сейчас не время для анализа того, что произошло вокруг судебной реформы, но важно понимать, что израильское общество стояло перед угрозой взрыва. И вот что внезапно произошло: возник момент солидарности при внешней угрозе, с которой мы до сих пор сталкиваемся.
О предсказании Зхарии
Так что нельзя не заметить, что в Книге Зхарии, в главах 11 и 12, это очень четко предсказано. Я хочу прочитать вам несколько стихов из пророка Зхарии глава 11, стих 14: “И переломил Я другой жезл Мой – ‘узы’, чтобы расторгнуть братство между Йеѓудой и Израилем.” Итак, пророк говорит, что одним из важных испытаний в завершении истории станет испытание братства между двумя частями народа, между Йеѓудой и Израилем. И в главе 12 очень ясно описывается, что будут два фронта: один на юге и один на севере, и таким образом обе части народа встретятся. И вот, я бы хотел прочитать еще одну небольшую фразу. Это из главы 12, пятый стих: “Скажут князья Йеѓуды, скажут в сердце своем (князья Йегуды, то есть алуфей Йегуда, военные лидеры): Я укреплю мужество жителей Иерусалима, Господом Цваот, их Богом.”
Если я беру текст пророка буквально, это означает, что существует часть народа, которую называют йошвей Йерушалайм, жители Иерусалима, чьи военные лидеры заявляют, что они верят в своего Бога. Это подразумевает, что военные лидеры Йеѓуды, напротив, полагаются на свою силу и призывают жителей Иерусалима присоединиться к их усилиям. В конечном итоге победу принесет племя Иеѓуды – “В тот день Я сделаю князей Йеѓуды, как жаровню с огнем между дровами и как горящий светильник среди снопов, и они истребят все окрестные народы, справа и слева…” Это означает, что победа принадлежит той части народа, которую сегодня называют хилоним, нерелигиозные, и которые доверяют военной силе. “…и снова населен будет Иерусалим на своем месте”, что означает, что будет проблема между народом, который объединится перед опасностью. Тогда пророк предупреждает о мрачной перспективе. Обратите внимание, говорится: “каждая семья будет скорбеть отдельно от другой”. И только в главе 13 речь идет о преобразовании духа всего общества, которое сможет сделать своего рода синтез различных идеалов.
О чем именно говорится в предсказании Зхарии? Трудно сказать. Маниту говорил, что когда пророки предвещают что-то, они предвещают, но не совсем понимают, каким образом сбудется их пророчество. Поэтому Маймонид говорит, что есть вещи загадочные и таинственные даже для пророков. Другими словами, мы сейчас живем в потенциальной реализации пророчества Зхарии. В главе 14 пророчества Зхарии речь идет о своего рода всемирном пожаре. Мы, возможно, думаем об Иране, где, в конечном итоге, нации будут побеждены после попыток захвата Иерусалима, и они придут поклоняться Господу в Иерусалиме во время праздника Суккот.
Все эти события объясняют нам, что мы живем в наиболее тяжелых исторических временах, и одно из самых важных мест, где творится история, это Эрец Израиль.
Маниту, кстати, это понял очень рано. Мы говорили ранее о его встрече с равом Куком, когда он осознал, что Библия сбывается на земле в наши дни. Важно помнить, что событие создания государства Израиль в мире — это библейское событие в самом центре современности. И когда у вас библейское событие в самом центре современности, это может означать, что, возможно, Библия дает ключ к истории. И если это происходит через возвращение Израиля, то, возможно, то, что беспокоит, что это означает, что ивритское прочтение Библии, возможно, верное? В любом случае, нельзя всегда точно сказать, чтобы сказал великий человек о тех или иных событиях. Уверен, что Маниту понял бы величие событий, которые мы переживаем сегодня, и моральные вызовы, которые они представляют.