Недельные разделы

Имена Всевышнего и Хозяин истории | Раздел ВАЭРА | рав Ханан Порат

по книге "Немного света" מעט מן האור

«И говорил Б-г Моше и сказал ему: Я Господь. И Я явил Себя Аврааму, Ицхаку и Яакову как Б-г Всемогущий, но (под) Именем Моим Господь-Превечный Я не был познан ими… Потому скажи сынам Исраэля: Я Господь» (Шмот 6:2-4).

Высокий слог, которым написаны стихи, открывающие недельный раздел Ваэра, предназначены вдохнуть надежду в сердца евреев, стонущих под ярмом египетского рабства, и донести до них весть близкого освобождения. Однако, почему эта обнадеживающие слова связаны с переходом от проявления Всевышнего как Б-г Всемогущего (Эль Шадай) к проявлению Всевышнего как Господь Превечный (Тетраграматон, ЃаШем, Йуд-Ѓей-Вав-Ѓей) и что особенного несет эта весть народу, погруженного в беспросветные мучения «из-за короткого духа и из-за тяжелой работы»?

Очевидно, что здесь не сообщается об открытии нового Имени, которое до сих пор было скрыто в Писании, ведь Всевышний также открывался Праотцам как ЃаШем и в Завете между рассеченными половинами (Берешит 16:7) и во сне с лестницей Якова (48:13), а речь здесь идет об осуществлении в действительности особых качеств, хранящихся в имени ЃаШем. Поэтому, нам следует разобраться – в чем же заключается «переворот в божественном руководстве» и как он находит свое отражение в изменении Имен Всевышнего.

Эль Шадай – обещает, ЃаШем – осуществляет

Раши, следуя за комментариями мудрецов, поясняет здесь: «”И явил Я себя праотцам в имени Эль Шадай – давал обещания, говоря им – “Я – Эль Шадай“, “но (под) именем Моим Господь Превечный, ЃаШем, Я не был познан ими” – то есть, Тот, Кто верен осуществить обещанное, ведь Я обещал им, но не осуществил (при их жизни)”».

В соответствии с этим комментарием имя Эль Шадай означает – обещающий, а имя ЃаШем – выполняющий. И смысл вести, заключенной в этих стихах, – пришло время исполнения обещанного. И имя ЃаШем, Йуд-Ѓей-Вав-Ѓей, Господь Превечный, действительно объясняется в этом комментарии по прямому смыслу, то есть Тот, кто осуществляет обещанное. Но как связано имя Эль Шадай с Тем, Кто обещает? Ибн Эра пытается ответить на этот вопрос, «отрывая» букву шин от остальных букв слова Шадай и получая, тем самым, слово дай – достаточный (имеющий силу для исполнения, ивр.). Но следует признать, что это объяснение, конечно, весьма далеко от прямого смысла Писания, пшата.

Эль Шадай – изменяющий мир естественным путем, ЃаШем – путем сверхъестественных событий

Поэтому и Ибн Эра, и следующий за ним Рамбан, оба прокладывают дорогу к другому пониманию перехода от имени Эль Шадай к имени ЃаШем. И так пишет Рамбан: «И смысл написанного “И явил Я себя праотцам в имени Эль Шадай“, совершая для них знамения великие, означает – совершал без вмешательства в естественный ход природы. И это – «скрытые чудеса», смотря на которые, люди посчитают, что это естественный ход природы… И так говорил Всевышний Моше: “Являлся Я праотцам именем Шадай, то есть силой Своей десницы, когда я отбираю ею силу от мазалот (созвездия, отвечающие за ход природы) и помогаю тем самым своим избранникам, но в имени ЃаШем, которое есть воплощение всего существующего во все времена, не познавался ими, то есть творить новое (несуществующее) путем изменения естественного хода природы и ее порождений».

В соответствии с этим объяснением смысл имени Шадай – в управлении скрытыми чудесами путем естественного развития событий, тогда как имя ЃаШем, напротив, указывает на сверхъественное управление, выходящее за рамки естественного хода природы. Таким образом, слова Моше, обращенные к сыновьям Израиля, призваны сообщить им, что закончилась эпоха естественного управления миром и теперь начался процесс великих чудес перед глазами всех живущих.

Но, следует признать, что и этот комментарий оставляет смысл имени Шадай невыясненным, когда попытка «украсть» букву шин от слова дай ассоциируется с «кражей» силы от созвездий также представляется, как и было сказано выше, далеким от пшата.

Элоѓим – Творец, Шадай – осуществляющий все сущее, Ѓашем – Владыка мира

В свете тех трудностей, с которыми мы столкнулись в рассмотренных выше комментариях, представляется, что мы можем предложить дополнительный аспект в объяснении смысла, скрытого в именах Всевышнего и в переходе от одного имени к другому в процессе Геулы (Освобождение).

Можно предположить, что Всевышний открывается в трех аспектах.

Первый – скрыт в имени Элоѓим и выражает проявление Всевышнего, в Котором  все силы миров, творящего небо и землю – «все из ничего».
Второй  – скрыт в имени Шадай и выражает проявление Всевышнего, Который дает пропитание и поддерживает существование всех живущих, осуществляя нескончаемую динамику жизненного процесса. Этимологию этого имени можно понять, как производное от слова шад – грудь матери, кормящей своих детей. И, действительно, можно найти подтверждения тому, что в имени Эль Шадай скрыта сила воспроизведения жизни в тексте Торы: «И сказал ему (Яакову) Бог: Я Бог Всемогущий (Эль Шадай). Плодись и умножайся!» (Берешит 35:11). И сам Яаков, давая благословение Йосефу, намекает на этот смысл, говоря: «Он да поможет тебе, и со Всемогущим (Шадай), и да благословит Он тебя: …благословения персей и утробы» (Берешит 49:25).

Божественное управление, скрытое в имени Шадай, находит свое выражение в эпоху праотцов и во время египетского изгнания, в форме расцвета нации и трансформации от индивидуальностей к многочисленному народу, но до сих пор мы не обнаруживаем в нем десницу Всевышнего, направляющую народ к предназначенной цели. Но теперь, во время освободительно процесса исхода из рабства на свободу, мы увидим проявление Всевышнего в третьем аспекте, скрытом в имени ЃаШем, Йуд-Ѓей-Вав-Ѓей, не только, как Творящего миры и Осуществляющего жизнь всех сущих, но и как Владыку миров на все времена – Йуд-Ѓей-Вав-Ѓей – в прошедшем, настоящем и будущем временах.

И поэтому, именно в призыве имени ЃаШем, раскрывается перед нами грандиозный божественный проект, заключенный в пяти этапах Освобождения «И выведу, и спасу, и освобожу, и приму, и приведу», как это раскрывается у пророка Хаваккука в описании управления всеми мирами от прошлого к будущему: «устремление их – к востоку (вперед)» (1:9).

Раскрытие Всевышнего, как Бога истории, а не только как Бога природы, в этом и заключается великое открытие в речи Моше, который впервые в истории человечества открывает Бога Израиля как управляющего и направляющего Свой мир от рабства к свободе именем ЃаШем, Йуд-Ѓей-Вав-Ѓей.

***

Подобным образом описывает рав Кук процесс Шиват Цион, возвращение евреев в Землю Израиль в наше время: «Не вдова история, столь сложная во всех своих перипетиях – управляет ей Освободитель сильный, оплот Израиля – Бог Воинств имя Его» (Орот ѓа-Кодеш), говоря тем самым – история не «бесхозная», подобно вдове без мужа и оплота, и те исторические процессы, которые разворачиваются перед нами, не результаты действий «правителей-самодуров» или хаотических бесконтрольных процессов, как это представляют философы, например Артур Шопенгауэр.

У истории есть Хозяин и имя ему – Бог Израиля, определяющий ее процессы и конечные цели. И даже, если в какие-то времена – времена тягот египетского рабства тогда или запутанности процесса Геулы сегодня, нам кажется, что «оставил Бог эту землю» и силы слепые и дикие управляют миром, то пусть обратят свое сердце и взгляд надеющиеся на Него и скажут – «Как прекрасны на горах ноги вестника, возвещающего мир, вестника добра, возглашающего спасение, говорящего Цийону: “Царствует Б-г твой!”» (Йешаяѓу 52:7).

ЛИЛЬМОД

Онлайн колледж еврейских знаний - курсы, обсуждения, дискуссии, хевруты. || Объявления о занятиях - https://chat.whatsapp.com/LW8sKPcMzuE0KOS6Qr4ni4. || Убедительная просьба помочь нам в проведении занятий - возможности пожертвования здесь - https://bit.ly/31aZfNO, включая переводы на карточку в России и Украине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button