Недельные разделы

Тайна души праматери Рахели | Раздел ВАЙЕХЕ | рав Ханан Порат

по книге "Немного света" מעט מן האור

Заканчивая свой жизненный путь, на смертном ложе в Египте, Яакова дважды навещает Йосеф, исполняя заповедь бикур холим, посещение больного.

В первом посещении Яаков наказывает сыну похоронить его в гробнице праотцов в Маарат ѓа-Махпела, тогда как во второй раз он удостаивает Йосефа права первенства, объявляя ему свой наказ: «Эфраим и Менаше, как Реувен и Шимон будут моими (сыновьями)» (Берешит 48:5). При этом, совершенно неожиданно, Яаков вспоминает событие давно прошедших дней: «А я.., когда я шел из Падана, умерла у меня Рахель на земле Кнаан, в пути, когда (оставалась) еще дорога идти до Эфрата; и похоронил я ее там, на пути в Эфрат, он же Бет-Лехем» (Берешит 48:7). В чем же причина этих воспоминаний, ведь не в правилах Торы «предаваться ностальгией».

Раши, следуя мудрецам, приводит здесь мидраш (символический комментарий), основанный на известной агаде (сказание), на котором воспитывались многие поколения, находя в нем слова утешения. И так говорил Яаков Йосефу: “Несмотря на то, что я утруждаю тебя доставить меня для погребения в землю Кнаан, хотя я и не сделал того же для матери твоей. И даже в Бет-Лехем не доставил ее, чтобы внести ее в город, на землю (обжитую). Я знаю, что в сердце твоем есть (обида) на меня. Но знай, что я похоронил ее там по слову (Превечного), чтобы она была в помощь своим сыновьям, когда Невузарадан подвергнет их изгнанию. Когда будут проходить там, Рахель выйдет (и станет) у своей могилы и будет плакать, и просить для них милосердия, как сказано: «Голос в Раме слышен…» (Ирмеяѓу 31, 14). А Святой, благословен Он, отвечает ей: «есть воздаяние за твой труд говорит Господь, …и возвратятся сыны к пределам своим» (там же 16, 17”.

Рамбан в своем комментарии к этому месту обращает внимание на грамматику написания этого стиха, находя в пшате (комментарий, основанный на прямом понимании) обоснование для этой агады: «и это напрямую написано в Торе: “умерла у меня Рахель… в пути…  и похоронил я ее там, на пути…”, то есть по пути, по которому пойдут ее сыновья – там я ее похороню».

Но, несмотря на эти комментарии, ставящие своей целью объяснить отличие захоронения Рахели от остальных праотцов и праматерей, тем не менее остается вопрос – почему это было сказано во время второго, а не первого визита Йосефа, в контексте просьбы Яакова захоронить его в Маарат ѓа-Махпела?

Рахель как прообраз «матери всех матерей»

И представляется, что ключ к пониманию истории о смерти Рахели кроется как раз в предшествующих стихах, касающихся сыновей Йосефа, когда Яаков желает видеть в них своих сыновей, а не внуков, и удостоить их наделами наравне с другими коленами.

Яаков подчеркивает, обращаясь к Йосефу, что уже после рождения всех его сыновей, когда уже и Биньямин был в чреве матери, именно тогда обещает ему Всевышний: «Вот Я делаю тебя плодовитым и умножу тебя, и сделаю тебя сообществом народов» (Берешит 48:4). То есть, складывается ощущение, что Яаков понял слова Всевышнего в их простом смысле, как то, что в будущем у него родятся еще сыновья. Но, следуя словам Раши – «поскольку больше не родилось у меня сыновей, наставил меня Всевышний, что в будущем одно из колен будет поделено. И теперь этот подарок я отдаю тебе и поэтому: «Эфраим и Менаше как Реувен и Шимон будут моими» (48:5).

И воспроизводя возможный диалог Яакова с Йосефом, мы можем представить себе, что Яаков так признается Йосефу, пытаясь смягчить впечатление от его просьбы о захоронении: «И если ты меня спросишь, почему же я не исполнил наказ Всевышнего в его простом понимании и не попытался продолжить выполнение заповеди “плодитесь и размножайтесь”, то знай, что я желал рождение другого сына только от матери твоей, Рахели, которую я так любил. Но при рождении брата твоего, Беньямина, “умерла у меня Рахель” (48:7). И словно умерло во мне что-то и поэтому я не мог заводить еще детей от других моих жен». И поэтому, обещание Всевышнего создать еще колена я стремлюсь осуществить с твоей помощью, поскольку ты – сын Рахели, которая «умерла у меня в пути».

«И ныне, два твоих сына, рожденных тебе на земле Мицраима (Египет) до моего прихода к тебе в Мицраим, мои они: Эфраим и Менаше как Реувен и Шимон будут моими» (48:5).

***

Понятно, что в приведенном выше объяснение, основанном на прямом понимании текста Торы (пшат), нет в нем ответа на вопрос о детальном описании места захоронения Рахели и у нас остается необходимость прибегнуть к мидрашу, приводимому Раши. Но, взятые вместе комментарии пшата и драша открывают нам тайну души Рахели.

Действительно, праотец наш Яаков пренебрег стенаниями Рахели о ее бесплодности в течении долгих лет и даже гневался на нее за резкие слова: «Дай мне детей! А если нет — мертва я» (30:1), как это комментирует Рамбан: «”А если нет — мертва я” – угроза покончить с собой из-за горя и, поскольку, это было похоже на выражение тоски любящей жены напугать его своей смертью – разгневался он». Однако, по прошествии многих лет, путем немалых страданий, удостоился Яаков понять, что Рахель была права.

У каждого человека есть некоторая «внутренняя точка», выражающая всю его душу, и, когда она отсутствует, то его жизнь теряет смысл. Так праматерь Рахель представляет собой образ «матери всех матерей» и ее внутренняя сущность выражается в материнстве. И поэтому ее стенания из-за бесплодия, мучительные боли при родах и оплакивание своих детей стали символом страдающего материнства во всех поколениях Дома Израиля.

И теперь, когда Яаков осознает этот внутренний смысл, заключенный в смерти Рахели, он видит свою обязанность осуществить ее завещание двумя путями: первый осуществляется через Йосефа, когда два его сына будут считаться равноправными коленами Израиля, а второй – через выбранное место захоронения Рахели на «столбовой» дороге с тем, чтобы оттуда она возвысила свой голос, не переставая оплакивать детей своих, уходящих в изгнание, до тех пор, пока не сможет провозгласить «и возвратятся сыны в пределы свои».

«Так сказал Г-сподь: удержи голос твой от рыданья и глаза твои от слез, ибо есть воздаянье за труд твой, – сказал Г-сподь, – возвратятся они из вражьей страны. И есть надежда будущности твоей, – сказал Г-сподь, – возвратятся сыны в пределы свои» (Йирмеяѓу 31:15-16).

ЛИЛЬМОД

Онлайн колледж еврейских знаний - курсы, обсуждения, дискуссии, хевруты. || Объявления о занятиях - https://chat.whatsapp.com/LW8sKPcMzuE0KOS6Qr4ni4. || Убедительная просьба помочь нам в проведении занятий - возможности пожертвования здесь - https://bit.ly/31aZfNO, включая переводы на карточку в России и Украине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button