Недельные разделы

Чудесны деяния Твои и душа моя знает это во всем | Раздел Тазрия | рав Ханан Порат

по книге "Немного света" מעט מן האור

«Если женщина зачнет и родит…» (Ваикра 12:2) – этими словами начинается наш недельный раздел и мудрецы, комментируя их, подчеркивали чудеса, скрытые в тайне Творения вообще и в тайне зачатия и рождения, в частности. Стих из книги Теѓилим, взятый в качестве заголовка для этой статьи, как нельзя лучше иллюстрирует их позицию, описывая человека, стоящего в изумлении перед Творцом и восклицающего: «Чудесны деяния Твои и душа моя знает это во всем» (Теѓилим 139:14).

И так пишет Ибн Эзра в своем комментарии к этому стиху: «Этот мизмор (музыкальный псалом) как нельзя лучше выражает благоговение перед путями Творца и нет во всей книги Теѓилим подобного ему, описывающего изумление человека, как с точки зрения разума, так и с точки зрения души». Что же было причиной восхищения этим стихом такого комментатора, как Ибн Эзра, известного своим рационально-лингвистическим подходом к толкованию Писания, венчающего этот мизмор столь высоким венцом славы? Нет сомнения, что перед нами выражение целостного видения мира, основывающего принципы веры на пристальном рассмотрении удивительного функционировании сотворенного мира и человека. Такой подход, замечательно выраженный в этом удивительном по красоте псалме, представляет постижение сотворенного не только рациональным, интеллектуальным подходом, а, в первую очередь, описывает состояния человека, изумленно взирающего на тайны совершенства функционирования мира, как сказано в книге Йова: «Кто не узнает из этого всего, что сотворила это рука Г-спода. В чьей руке душа всего живущего и дух всякой плоти человеческой» (12:9-10).

«Каков же путь любви к Нему и боязни перед Ним?»

Стоит отметить, что в еврейской традиции с древних времен и до наших дней, нет единства мнений в вопросе какова роль созерцания сотворенного мира в качестве основы веры. Несмотря на то, что мудрецы признают, что созерцание тайн природы, несомненно, может открыть глубины творения и укрепить веру в Творца, сотворившего мир и вызывающего его к жизни, однако считают, что недостаточно в таком созерцании, чтобы открыть Творца, управляющего историческими процессами и судьбами отдельных людей. Для этого необходимо изучение Торы, как Учения, указывающего правильный жизненный путь. И поэтому сказано, «что тот, кто идет по дороге и занят Учением, не позволено ему отвлечься, рассматривая красивое дерево или красивый вид» (Мишна Авот 3:7).

Но после того, как этот принципиальный подход к значению созерцанию мира усвоен, мы возвращаемся всматриваться в сотворенный мир, видя в этом созерцании важную составляющую основы веры и органическую часть философии Писания. И можно только сожалеть, когда воспитатели и «властители дум» именно в наше время, когда достижения науки дают нам возможность с особой силой познать мудрость Творца, пренебрегают рассмотрением и изучением тайн сотворенного. Тогда, как правильно, чтобы нашим путеводителем послужили слова великого мудреца Рамбама в Мишне Тора: «Каков же путь любви к Нему и боязни перед Ним?   В тот момент, когда всмотрится человек в Его деяния, чудесные и великие, и узрит в них Его бесконечную мудрость, тотчас же воодушевится он и преклониться перед Ним, и захочет познать Его великое Имя. Но, когда подумает хорошенько, то сразу же отпрянет назад и убоится, и поймет, что он, человек, всего лишь небольшая часть Его творения, стоящий перед Ним, великим и грозным».

Тайна зачатия и рождения

Как мы уже отмечали в начале этой статьи, чудо зачатия, зарождение новой жизни, занимает особое место в удивительном процессе создания и поддержания жизни сотворенного мира – от беспомощного эмбриона до «властителя умов и миров» с совершенным строением тела и божественной душой.

Мудрецы, хазаль, всматриваясь в процесс зарождения, от зачатия и до рождения, дают нам возможность понять глубину и уникальность этого процесса, об особенностях которого они так пишут в своих комментариях к нашему стиху «Если женщина зачнет и родит…» в сборнике мидрашей Мидраш Танхума:

  1. Тайна объединения тела и души – земной царь из плоти и крови может создать материальную форму чего-либо, но не может вдохнуть в нее душу, дыхание жизни. Всевышней же, благословен Он, создает форму внутри формы (то есть плод в чреве матери) и впускает в нее дыхание и душу.
  2. 2. Тайна речи – человек создает материальную форму чего-либо, при он сам способен говорить, тогда, как созданная им форма не обладает даром речи, но человек, тем не менее гордится собой и прославляет созданную им форму. Однако Святой, Благословен Он, создает человека, который встает на ноги и прославляет Всевышнего.
  3. Тайна различий (дифференциация) – человек, создавая форму, придает ей множество отличий в виде формы, окраски и т.д., чтобы отделить ее от других созданных им форм. Не так Святой, Благословен Он, который создает каждого отдельного человека из одной капли семени.
  4. Тайна передачи наследственности – человек создает форму, но та, в свою очередь, не может создать другую формы, тогда, как Святой, Благословен Он создает форму, которая несет в себе возможность создания других форм, как сотворенная женщина, которая порождает подобных ей.
  5. В мишне Санѓедрин (4:5) мудрецы добавляют еще одно отличие, очень глубокое по своему пониманию, свидетельствующее об одной из уникальных тайн Творения, общей для всех живущих: «Мы видим величие Царя всех царей, Святого, Благословенен Он, в том, что в отличии от человека, который использует штамп для создания множество одинаковых форм, Он же «печатает» каждого человека в «штампе» первого человека, Адама, но при этом ни один из них не похож на другого. Поэтому каждому следует говорить: для меня создан этот мир».

***

И, несмотря на выдающиеся достижения науки во всех областях жизни, происшедших в современное время и неизмеримо бóльшие знания, которыми обладает человек, живущий в нашу эпоху по сравнению с эпохой мудрецов, тем не менее, тайны жизни только множатся и разгадка чуда зарождения жизни далека от своего решения, как и прежде.

И, как прежде, стоит изумленный человек, взирая на великую тайну жизни, говоря: «Удивительно знание для меня, высоко – не могу постичь его», полный трепета и скромности выговаривая в тишине: «Чудесны деяния Твои и душа моя знает это во всем».

ЛИЛЬМОД

Онлайн колледж еврейских знаний - курсы, обсуждения, дискуссии, хевруты. || Объявления о занятиях - https://chat.whatsapp.com/LW8sKPcMzuE0KOS6Qr4ni4. || Убедительная просьба помочь нам в проведении занятий - возможности пожертвования здесь - https://bit.ly/31aZfNO, включая переводы на карточку в России и Украине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button