Недельные разделы

«И это Учение о доме» – какой смысл в стихах о язвах проказы на доме? | Раздел Мецора | рав Ханан Порат

по книге "Немного света" מעט מן האור

Следует признать, что законы о проказе, рассматриваемые в разделах Тазрия-Мецора, далеки от нашего понимания и их смыслы представляются закрытыми для нас. Но наше удивление становится еще большим, когда мы доходим в конце раздела о прокаженном к законам, касающимся проказы на доме. Ведь, если поражение человека проказой постигает его, как следствие его недостойного поведения и прегрешений, то чем же «согрешил» дом, на котором появились язвы проказой?

Представляется, что помимо деталей законов, касающихся проказы на доме, речь здесь идет о возможных указаниях на важные исторические события в будущих поколениях еврейского народа. И об этом говорит сам стиль Писания, говорящий о проказе на доме не в форме сослагательно-условной, а в форме исторического факта, который будет иметь место при вхождении евреев в Землю: «Когда придете на землю Ханаан, которую Я даю вам во владение, и Я наложу язву проказы на дом (на) земле владения вашего» (Ваикра 14:34).

Однако в продолжении раздела мы встречаемся с перечислением законов, описывающих сложную систему взаимоотношений между священнослужителем, коѓеном, и владельцем пораженного проказой дома, которые представляются совершенно далекими от нашего понимания. Давайте вчитаемся в стихи, касающиеся проказы на домах, и попытаемся интерпретировать скрытый в них смысл. После объявление о событии, которое в дальнейшем будет иметь место с «домом (на) земле владения вашего», Писание подчеркивает: «То придет тот, кому дом (принадлежит), и скажет священнослужителю так: Как будто язва показалась у меня в доме. И повелит священнослужитель, и освободят дом прежде, чем придет священнослужитель осмотреть язву, и не станет нечистым все, что в доме; а затем придет священнослужитель осмотреть дом» (35-36).

Освобождение дома перед приходом коѓена представляется нам совершенно непонятным. Ведь, если окажется, что дом был поражен, в чем тогда смысл его освобождении? А если, наоборот, окажется, что он был ритуально чист, так зачем тогда его освобождать? На это отвечает Раши в своем комментарии к стиху: «Ибо до тех пор, пока священнослужитель не пришел, на этот (дом) не распространяется закон о нечистоте». Из этого можно сделать вывод, что речь здесь не идет о чисто физических параметрах, а имеются в виду духовные понятия, воплощенные в непонятных с первого взгляда законах.

И хотя в продолжении постанавливает Писание, что в случае неудачного исхода всех попыток очистить дом от ритуальной нечистоты нет другого выхода, кроме как полностью разрушить его, разбив все камни и балки дома (14:45), тем не менее, подытоживает Тора, что существует все-таки возможность очищения дома, когда коѓен сообщает хозяину дома об исцелении язвы – «чистым признает священнослужитель дом, ибо исцелилась язва» (14:48) и «искупит дом, и будет он чист» (14:53).

Дом частный и дом национальный

Комментарий в Мидраш раба так объясняет эти, скрытые от простого понимания стихи, открывая в них удивительный исторический намек: «”…дом (на) земле владения (силой) вашего” – это Храм, как сказано “вот Я предаю осквернению святилище Мое, гордость (и) силу вашу” (Йехезкель 24:21); “придет Тот, кому дом (принадлежит)” – это Святой, Благословен Он, как сказано “… за дом Мой, который разрушен” (Хагай 1:9); “скажет священнослужителю (коѓену)” – это Йермияѓу, который возвестил о разрушении Храма – “Слова Ирмийяу, сына Хилкийау, из священников, которые в Анатоте” (Йермияѓу 1:1); “Как будто язва показалась у меня в доме” – это нечисть идолопоклонства, как сказано “и вот, к северу от ворот жертвенника – идол ревности этот при входе” (Йехезкель 8:5); “И повелит священнослужитель, и освободят дом” – это “И взял сокровища дома Господня” (Млахим 1, 14:26); “И разрушат дом” – это “и разрушил тот Храм этот” (Эзра 5:12); “и вынесут за пределы города на место нечистое” – это Бавэль (Вавилон), как сказано “а народ изгнал в Бавэль” (там же).

И здесь мидраш делает удивительный поворот и раскрывает перед нами весть утешения, скрытую в двух исторических процессах разрушения и восстановления – первый во времена возвращения из вавилонского изгнания, на что намекает Тора в нашем разделе: «И возьмут другие камни, и вставят их вместо камней (извлеченных); и землю другую возьмет, и обмажет дом» (Ваикра 14:42), а второй, еще более значительный, касается разрушения Второго Храма и восстановление Третьего Храма, о котором мы молимся в наших молитвах, на что намекает Тора, подводя итог эпизоду о поражении проказой дома: «…то чистым признает священнослужитель дом, ибо исцелилась язва» (14:48).

И так выражает мидраш эту весть надежды: «И может ли дом (Храм) быть разрушенным навсегда? Писание же говорит: “И возьмут другие камни”, что соотносится со словами пророка Йешаяѓу: “Посему так сказал Господь Б-г: вот, в основание положил Я на Цийоне камень, камень надежный, краеугольный, драгоценный, основание крепкое; верующий не поспешит» (Йешаяѓу 28:17)». Эти удивительные слова пророка учат нас, что даже, если путь к избавлению далек, нельзя отчаиваться и Дом, разрушенный из-за нечистоты и проказы, будет вновь отстроен с самого основания для того, чтобы стоять навечно.

Поразительно здесь, как мидраш, взявший за основу столь непонятные законы о проказе дома, обратил их посредством аллегорического толкования скрытых смыслов в грандиозный национальный план действий, устремленный на восстановление национально-религиозного очага, разрушенного из-за скверны, распространившейся в нем, и восстанавливающего снова из пепла и праха во время возвращения в Сион и Избавления.

ЛИЛЬМОД

Онлайн колледж еврейских знаний - курсы, обсуждения, дискуссии, хевруты. || Объявления о занятиях - https://chat.whatsapp.com/LW8sKPcMzuE0KOS6Qr4ni4. || Убедительная просьба помочь нам в проведении занятий - возможности пожертвования здесь - https://bit.ly/31aZfNO, включая переводы на карточку в России и Украине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button