Недельные разделы

Постоянство – основа божественного служения и человеческого существования | Раздел Цав | рав Ханан Порат

по книге "Немного света" מעט מן האור

«Вот учение о всесожжении» открывает раздел Цав с дальнейшим подробным описанием порядка жертвоприношений Аѓароном и его сыновьями. Описываемые здесь законы справедливы в отношении всех жертв всесожжения (ола), как для жертв индивидуальных, так и для общественных, но из стиля описания Торы явствует, что ее слова обращены в первую очередь к постоянным жертвам всесожжения (тамид), которыми начинали ежедневный порядок работы в Храме, как написано: «И огонь на жертвеннике должен быть зажжен на нем, не угасать; и будет класть на него священнослужитель по утрам поленья для горения и раскладывать на нем всесожжение, и воскурять на нем туки мирных жертв (шламим)» (Ваикра 6:5).

И действительно, так комментируется этот стих в Талмуде: «Сказано “и раскладывать на нем всесожжение” – постоянное всесожжение предшествует другим жертвам, поскольку определенный артикль указывает на то, что речь идет об определенном, известном всесожжении, т. е. о всесожжении постоянном. А поскольку здесь говорится об утреннем служении, то сказанное относится к утреннему постоянному всесожжению. Эта жертва предшествует другим, ибо ее предписано помещать непосредственно на поленья, на которых еще нет ничего».

В свете этого комментария становится возможным понять смысл, заложенный во всем этом стихе – «и раскладывать на нем всесожжение, и воскурять на нем туки мирных жертв» – только после того, как была принесена постоянная жертва, которая предназначалась целиком Всевышнему, было уже возможно воскурять туки мирных жертв, от мяса которых разрешалось есть и коѓаним, и израильтянам.

В продолжении рассмотрения этого вопроса в трактате Псахим объясняют мудрецы, что также, как постоянная жертва в предрассветные часы предшествует всем последующим жертвоприношениям, также и постоянная жертва в предзакатное время подводит итог всем жертвоприношениям дня, трактуя слово «мирных» (шламим) как производное от «завершенных» (шалем). Следовательно, ничто не приносится после постоянной жертвы в предзакатное время.

Несмотря на то, что это талмудическое объяснение кладется в основу простого (пшатного) понимания этого стиха, тем не менее, из самого сопоставления жертв в предрассветное и предзакатное время можно сделать очевидный вывод – перед нами описание дневного цикла жертвоприношений, когда постоянные жертвы открывают и закрывают его, а между ними весь порядок жертвоприношений дня.

Служение постоянное и служение особое – постоянное предшествует

Из приведенного выше рассуждения можно вывести чрезвычайно важное следствие, касающиеся всей области служения Всевышнему. Существуют самые различные виды служения Богу, в разных ситуациях и разных временах, однако в основе всех их лежит порядок постоянных служений, требующий постоянства и неуклонности, в отсутствии которых и служения особые могут прекратиться: «Служение постоянное и служение особое – постоянное предшествует» (трактат Брахот 51Б).

Мы чувствуем актуальность этого правила во время чтения порядка Храмовой службы в молитве Мусаф (дополнительная молитва) Йом Киппура. В этот особо святой и величественный день есть особые жертвоприношения: бык, которого приносит первосвященник, два козла, воскурения снаружи и внутри, но при все этом, даже в этот особый и единственный день в году порядок жертвоприношений начинается с постоянной жертвой на рассвете и заканчивается постоянной жертвой в сумерках, при этом подчеркивается: «и после этого приносит постоянную жертву в сумерках по законам ее… и постоянное подношение… и постоянное возливание, как в обычные дни». Все это учит тебя, что даже в такой особый день, как Йом Киппур, нельзя пренебрегать постоянным, ежедневным порядком, как подчеркивается в молитве Мусаф – «постоянные (жертвы) по порядку их», и только после них «дополнительные (жертвы) по порядку их».

Две постоянные жертвы (тамид) по законам их

Замечательное выражение важности постоянного жертвоприношения (тамид) в службе Всевышнему можно найти в двух замечаниях раби Моше Иссерлис (Рама, 1530–1572), одного из величайших законоучителей, автора книги “Мапа” (“Скатерть”), ставшей интегральной частью кодекса “Шульхан арух” (“Накрытый стол”) в его комментариях к Шулхан Аруху (Орах Хаим) – первая в начале, а вторая в конце. В первом замечании Рама пишет «”Представляю Господа пред собой всегда (тамид)” (Теѓилим 16:8) – это основное правило в Торе и одно из качеств праведников, идущих перед Богом». И также, заключая законы Орах Хаим (правила жизни), он использует слово тамид в описании правильного поведения в Пурим, 14 адара, предписывая разумно умножить еду, питье и веселье в праздничную трапезу, основываясь на сказанном в Мишлей (Притчи Соломоновы) – «у кого сердце весело, у того всегда (тамид) пир» (Мишлей 15:15).

Нет сомнения, что Рама не случайно выбрал начать и закончить свой труд словом тамид (постоянный), подразумевая две постоянные жертвы (тамид) на рассвете и в сумерках. Но представляется, что дополнительно к грамматической семантики есть в этих двух замечаниях замечательная мысль. Конечно, Рама не намеревается сказать, что в Пурим следует напиваться подобно «слугам Ахашвероша на пиру», а он имеет в виду, что тот, у кого сердце весело и он радуется своей участи служить Всевышнему, то все дни жизни его подобны дням радости и праздничной трапезы, даже, если он и не преумножает в питье.

Но, если мы зададимся вопросом: откуда же взять силы, чтобы быть в радости тамид (всегда) – и в обычный, будний день, и даже, не дай Бог, в дни забот и несчастий, то мы можем обнаружить, что ответ на этот вопрос кроется в первом тамид(е): «Представляю Господа пред собой всегда (тамид)», поскольку в этом стихе говорится не только о страхе и трепете перед Всевышним, как это и показывает следующий за ним стих: «Поэтому радуется сердце мое, веселится слава (душа) моя, и плоть моя пребывает в спокойствии» (Теѓилим 16:9).

И то, что имеет в виду Рама, упоминая о тамид(е) в начале и в конце своих примечаний, заключено в завершающем стихе этого псалма – «Ты укажешь мне путь жизни, полнота радостей пред Тобой, блаженство в деснице Твоей вовек» (Теѓилим 16:11)

ЛИЛЬМОД

Онлайн колледж еврейских знаний - курсы, обсуждения, дискуссии, хевруты. || Объявления о занятиях - https://chat.whatsapp.com/LW8sKPcMzuE0KOS6Qr4ni4. || Убедительная просьба помочь нам в проведении занятий - возможности пожертвования здесь - https://bit.ly/31aZfNO, включая переводы на карточку в России и Украине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button