Вступление
Ханука, праздник, когда мы отмечаем, прежде всего, мужественные деяния Хасмонеев (хашмонаим, коллективное имя, наряду с именем Маккавеи (маккабим), лидеров восстания, начавшегося в 167 г. до н. э. против Селевкидской Сирии), представляет собой важную веху в истории народа Израиль. При этом, центральный образ, действующий в Хануку, это – коѓен (еврейское сословие священослужителей из рода потомков Аѓарона, прим. пер.). Хасмонеи и сами были коѓены и даже установили царство, основанное на коѓаним. Поэтому, справедливо сказать, что танахическая (библейская) личность, наиболее связанная с Ханукой, это – первосвященник Аѓарон (Аѓарон ѓа–коѓен). В отличие от этого, в праздник Пурим, который также является пост-танахическим праздником, центральной фигурой является Моше рабейну (наш учитель). Существуют два учения – учение Моше и учение Аѓарона, каждое из них имеет свое предназначение и свое время. Учение Моше находит свое выражение в Пурим, а учение Аѓарона в Хануку.
Ханука – это праздник священничества и исправления опасностей, заложенных в нем. В священничестве есть огромные достоинства, но оно также таит в себе источник опасностей. Первым, кто служил в качестве первосвященника (коѓен ѓа–гадол) был Аѓарон. Его первое испытание, в котором он повел себя не лучшим образом, было участие в истории с золотым тельцом (маасе ѓа–эгель), которое может свидетельствовать о характере первосвященничества, как мы увидим дальше. Однако, это не послужило основанием для признания его негодным для того, чтобы стать первосвященником, первой главой династии коѓенов в Израиле, поскольку первосвященничество соответствовало его характеру.
Несмотря на то, что что склонность первосвященничества участвовать в грехе золотого тельца проистекала из добрых побуждений, тем не менее у этого была своя цена, ведь впоследствии Аѓарон был наказан за свое участие в нем. Он, действительно, не был инициатором этого, инициатором был сам народ, однако, представляется, что они знали к кому обратиться, поскольку почувствовали, что Аѓарон правильный адрес для того, чтобы взять его в сообщники.
И сейчас было бы правильно выяснить в чем заключается первосвященничество – что его характеризует, почему оно участвует в грехе золотого тельца вместе с народом, как исправляет свои проступки и, исходя из этого, поймем, какие опасности таятся, в целом, в первосвященничестве.
Распространение святости
Прежде всего, остановимся на понимание святости (кедуша). В отличии от чистоты (ритуальная чистота, теѓора), которая отступает, капитулируя перед нечистотой (ритуальная нечистота, тумъа), святость, напротив, распространяется и освящает. Нечистота обладает большей силой, чем чистота. Чистому просто стать нечистым, тогда, как обратный процесс является сложным. Однако в отношении святости ситуация обратная. Святое не становится нечистым, напротив, оно само освящает: «…и будет жертвенник пресвятым, все коснувшееся жертвенника освятится» (Шмот 29:37). То есть, святость обладает свойством усиления, она распространяется.
Кроме того, мы находим, что в будущем Храм распространит свои границы. Сказано в пророчестве пророка Зхарии, что наступит день, когда все котлы в Иерусалиме и Йеѓуде станут святыми для Господа и как чаши кропильные перед жертвенником (14:20–21). То есть, жертвоприношения в Храме настолько увеличатся, что будет необходимо приносить дополнительные котлы, которые будут использоваться, как чаши кропильные перед жертвенником. В соответствии с этим пророчеством, в будущем Храм распространиться на весь Иерусалим, а Иерусалим на всю Землю Израиль, а та, в свою очередь, на весь мир. Так, что в конце, говорит пророк, «В день тот будет (начертано) на колокольчиках коня: «Святыня Господу» (там же, 20), подобно написанному на лбу первосвященника «Святыня Господу». То есть, говорит пророк, в грядущем времени кони станут первосвященниками. Конь, который в прошлом был неотъемлемой частью войн, этих отвратительных и убийственных действий человека, присоединяется к святости. Это является для нас выражением распространения святости в мире. И это свойственно священничеству.
У священничества всегда есть стремление к бо́льшей святости, к избытку святости. И, когда святость переполняется, она прорывает границы и распространяется наподобие маслянистого пятна. Маслу свойственно распространяться, к тому же, его тяжело вывести. Священничество представляет собой такой орган в народе Израиля, для которого наиболее типичной формой поведения является распространение. Источником святости является Храм, там служат священники, коѓаним, но, в силу своей природы, они хотят распространять свое влияние дальше, за пределы Храма.
Сила первосвященичества проявляется также и в одежде: «И сделай священные одеяния Аарону, твоему брату, для славы и для великолепия» (там же, 28:2). Одежда тоже является дополнением, тоже распространением, ведь мы не родились в одеждах. Это видно также и из написания слово «одежда», ב-ג-ד, которые являются продолжением буквы א.
У жены Аѓарона, Элишевы дочери Аминадава и сестры Нахшона, также есть немалое влияние на характер коѓаним. Все коѓаним являются потомками Элишевы, она – праматерь коѓаним. Сыновья Элишевы, Надав и Авиѓу, схожи с Нахшоном. Мудрецы учат из истории с Элишевой несколько законов: человеку, берущему в жены женщину, следует проверить характер ее братьев, поскольку считается, что большинство сыновей похожи на братьев их матери, тр. Бава Батра. Так у Нахшона была склонность к прорыву сложившихся границ, которая также вносит свой вклад в образ священничества — Надав и Авиѓу порывисты как их дядя, Нахшон. В дальнейшем мы увидим, что у Элишевы был дополнительный вклад в праздник Хануку.
Склоняться вправо или влево
Как было сказано, Аѓарон и его потомки удостаиваются первосвященства. Перед церемонией открытия Мишкана Моше говорит им (Ваикра 8:33): «И от входа шатра собрания не отходите семь дней до исполнения дней уполномочения вашего…» (там же 35).
Моше указывает им оставаться на своих местах, не сдвигаясь с них. Это ограничение. И, действительно, написано в продолжении: «И исполнил Аѓарон и его сыны все, что повелел Господь через Моше».
Комментирует Раши: «Это говорит к их похвале, поскольку не отклонились ни вправо, ни влево». То есть, они послушались Моше. С другой стороны, что здесь столь похвального, что не отклонились ни вправо, ни влево? По-видимому, Раши понимает, что здесь Писание намекает на то сильное желание склоняться вправо или влево, которое есть у коѓаним. И, действительно, в конце концов церемония была исполнена не совершенным образом. Написано: «И исполнил Аѓарон и его сыны», но не написано «И исполнили». Из этого мы понимаем, что действия Аѓарона были выполнены в точности, тогда, как у его сыновей это было не так. И подтверждение этому мы видим в следующий, в восьмой день.
Моше сообщает Аѓарону и его сыновьям, что им надлежит сидеть семь дней. Что же происходит на день восьмой?
«И было, на восьмой день призвал Моше Аѓарона и его сынов и старейшин Израиля… И сказал Моше: То, что повелел Господь, исполните, и явит себя вам слава Господа». (Ваикра 9:1,6).
И тут мы снова видим предупреждение: если вы желаете видеть славу Господа, вам надлежит следовать в точности указаниям Моше! И здесь мы видим то самое исправление священничества, у которого есть склонность прорывать границы указанного.
И действительно, мы видим, что Надав и Авиѓу затрудняются принять к исполнению слова Моше: «Семь дней мы сидели, исполняя твои слова, однако, на день восьмой – это уже слишком! Объясняют мудрецы в Ваикра Раба (сборник мидрашей к книге Ваикра): «За то, что изменили указание Моше, своего наставника, были наказаны». Вывод – священничество удерживается в рамках указанного семь дней, а на восьмой день начинаются проблемы.
Рыдает и уходит
Также и перед Йом Кипуром первосвященник должен был находиться в течении семи дней в специальном помещении для царских чиновников в Храме (лишкат парѓедрин). Откуда мы это учим? Из того же стиха, сказанного Моше перед церемонией открытия Мишкана (ханукат ѓа–мишкан). В течении семи дней мудрецы Санѓедрина, ученики Моше, наставляют первосвященника. То есть, мы видим повторение той же ситуации, которая была и перед церемонией открытия Мишкан. В восьмой день у первосвященника именем Господа берут обещание не отклоняться от сказанного ему. Почему это необходимо? Поскольку в силу присущей ему природы поведения священничества, ему свойственно изменять свое поведение. В этом кроется корень поведения саддукеев (цдоким). Несмотря на то, что они тяготеют к консерватизму, тем не менее, они не принимают законы этого мира, поскольку они считают себя принадлежащими к миру Грядущему. И, в силу этого, не способны видеть изменения, происходящее в этом мире. Саддукейство представляет собой явную склонность к священничеству. Большинство саддукеев принадлежали к священничеству. Прушим (фарисеи в русскояз. традиции) были близки к народу, тогда как цдоким зачастую были из коѓенов.
В чем же заключались опасения, предшествовавшие Йом Кипуру, когда первосвященник войдет в Святая Святых (кодеш кодашим) и никто уже не сможет увидеь его действия, как сказано: «И никого не будет в шатре собрания, когда входит он, чтобы искупить в Святилище, пока он не выйдет» (Ваикра 16:17).
Опасения заключались в том, что первосвященник будет поступать по законам саддукейским, воскуряя благовония до того, как он входит в Святая Святых, вопреки порядку поведения, установленного законами прушим. В трактате Йома рассказывается, что мудрецы Санѓедрина опасались, что он не послушается их и брали с него слово не нарушать – первосвященник со слезами на глазах оставлял их и они оставляли его, плача. Он плакал, поскольку подозревали его, а они плакали, поскольку подозревали того, действия которого закрыты для простых смертных. И это ситуация непростая, проблематичная, связанная с высшим напряжением.
Выходит, что первосвященнику необходимо, чтобы с него брали клятву. Корень слова клятва на иврите, «шева», означает цифру семь. То есть, в Йом Кипур первосвященник входит в Святая Святых, пространство восьмого дня. Однако, ему необходимо помнить, что он связан с днем седьмым, связан с нами. Все то время, что мы находимся в седьмом дне, учение Моше является определяющим. День седьмой представляет собой всю историю человечества. Мы находимся в состоянии седьмого дня Сотворения мира, когда господствует учение Моше. Однако в грядущем мире заповеди будут упразднены и воцарится учение Аѓарона.
Первопричина греха золотого тельца (хет ѓа–эгель)
Как уже было указано выше в священничестве есть склонность к распространению и, как любое душевное устремление, в ней есть как положительные, так и отрицательные элементы. Священническое устремление приобретает свои достоинства благодаря распространению святости и это именно то, что также создает трудности. Исходя из этого утверждения, можно понять поведение Аѓарона в истории с золотым тельцоц.
Первопричиной греха золотого тельца кроется в желании народа во внешней материализации святости. Всевышний, благословенно Имя Его, постановил, что святость будет обитать в Храме, тогда, как народ упразднил необходимость в нем. Господь сказал Моше, чтобы тот поднялся к Нему на гору Синай и, получив там Скрижали Завета (эдут), поместит их в Ковчег, который будет стоять закрытым в Святая Святах. То есть, служба Всевышнему имеет централизованный характер. Тогда, как коѓаним склонны действовать прямо противоположно – брать то, что предназначено быть внутри, и распространять его наружу. Поэтому, когда народ увидел, что Моше задерживается и не возвращается со Скрижалями, которые, возможно, и вообще, не дойдут до них, они обращаются к Аѓарону: «Встань, сделай нам божества, которые пойдут пред нами» (Шмот 32:1). И Аѓарон выполняет их просьбу. Хотя он и не солидарен с их действиями, тем не менее, он готов стать соучастником, играя активную роль. Он следует тому же педагогическому приему, что и наставник царского сына, посчитавшего себя индюком, в известной притчи раби Нахмана, также притворяясь индюком.
Напрашивается вопрос, а к чему вообще статус священничества? Ответ – для того, чтобы мир совершенствовался и приближался к совершенству, необходима личность, находящаяся вне забот этого мира. Коѓен не похож на реального человека, он существует вне тех трех основных проблем, которые являются главным беспокойством любого человека – смерть, пропитание и неудачи. Коѓен не приближается к мертвым, поэтому он как будто вне смерти; он не занимается вопросами пропитания, поскольку другие обеспечивают ему пропитание; коѓен не берет в жены разведенную женщину, поэтому можно сказать, что его не касаются неудачи. Положение коѓена можно сравнить с состоянием масла на поверхности воды. Не каждый человек может быть коѓеном. Не каждый способен удалиться от будничных забот этого мира. Поэтому, поскольку коѓен существует вне обычной реальности, он способен проникнуть в нее так, как никто другой и способен действовать так, как действовал Аѓарон в случае с грехом золотого тельца. Коѓен, в силу своего «надземного» состояния способен поднимать других, опускаясь для этого к ним.
Линия поведения Аѓарона заключается в том, что ему необходимо совершить грех наравне с самим грешником для того, чтобы вызволить последнего из его греховного состояния. Принципиально, учения Моше отвергает такое поведение, за исключением случая, когда речь идет о конкретном указании пророка для конкретной ситуации (ѓораат ѓа–шаа). В соответствии с этим учением человек делает то, что велит ему закон. Вместе с тем, оно признает легитимность временных законов для разрешения конкретных ситуаций (ѓораат ѓа–шаа).
Праведник Шимон (шимъон ѓа–цадик)
Вернемся к вопросам священничества. В Хануку происходит встреча двух видов масел – масла греческого и масла еврейского. В прошлом, евреям было запрещено использовать масло, до которого дотронулся нееврей, подобно тому, как похожий запрет в отношении вина существует и до сих пор. Хотя этот запрет в дальнейшем был отменен, поскольку большинство народа не было способно исполнять его, тем не менее в этом запрете есть свой смысл. Есть масло народов мира и есть масло Израиля и следует различать между ними.
Масло народов мира – это эллинистическая культура. В то время, как остальные царствования склонялись к животным страстям и страсти к завоеваниям, эллинистическая культура отличалась благородством и возвышенностью, находившими свое выражение в абстрактном мышлении и эстетике. Во главе социальной пирамиды в древней Греции находился философ. Просвещенный греческой культуре противостоит израильская святость. Это противостояние масла с маслом, света со светом.
Первая встреча евреев, как нации, с греками произошла в дни Александра Македонского, когда тот пришел во главе огромного войска, захватывавшего Ближний Восток. Когда он доходит до Земли Израиль, первые, кто встречают его, это самаритяне (шомроним), которые обращаются к нему с просьбой разрушить Храм евреев. Они аргументируют это тем, что евреи не подчинились господству Александра Македонского, поэтому тому следует прежде всего разрушить их Храм в Йерусалиме.
В трактате Йома рассказывается, что, когда подступил Александр Македонский к Йерусалиму, чтобы разрушить его, навстречу ему вышел первосвященник и руководитель народа Шимон ѓа–Цадик, одетый в великолепные одежды, который просил Александра Македонского, напротив, разрушить храм самаритян. Александр Македонский внял его просьбе и, в качестве знака признательности, Шимон ѓа–Цадик постановил, что в течении года все новорожденные мальчики будут называться Александрами.
В этом контексте, возникает ѓалахический вопрос, касающийся запрета ношения одежды первосвященника вне стен Храма, равно, как и приношения жертв вне Храма. Шимон ѓа–Цадик преступает этот запрет в момент ѓораат ѓа–шаа (*см. выше). Он облачается во все восемь элементов одежды первосвященника, включая хошен ѓа–мишпат (нагрудник с драгоценными камнями, которую первосвященник носил на груди), и выходит навстречу Александру Македонскому по сказанному в Мегилат Эстер: «чтобы показать народам и сановникам красоту ее, так как была она хороша собой».
Александр Македонский, пораженный видом Шимона ѓа–Цадика, вышел из своей колесницы и поклонился ему – величайший полководец и правитель своего времени поклоняется еврейскому первосвященнику! Когда Александра Македонского спросили, почему он так себя повел, тот ответил: «Образ его убедил меня» (тр. Йома). Вид первосвященника, появившегося во всем великолепии своих одежд, произвел огромное впечатление. Этот поступок Шимона ѓа–Цадика был необходим в условиях смертельной опасности евреев «пикуах нефеш» для спасения Храма от разрушения.
Исправление изъянов священничества (кеѓуна)
Из сказанного в предыдущей части следует, что возможно воспользоваться этим качеством первосвященничества распространять святостью наружу с целью исправления. Так исправил Пинхас ѓа-Коѓен грех Надава и Авиѓу. Оба сына Аѓарона также были причиной распространения святости вне ее установленных границ. Пинхас действовал схожим образом, когда он вынес приговор вне стен суда, однако, тем самым, удостоился вечного священства (кеѓунат олам). Такой религиозный закон (ѓалаха), который позволяет выход за стены суда (бей-дин), является по своему характеру законом священническим. Одержимость Пинхаса находится вне принятых рамок. Рассказывается в Талмуде, трактат Санѓедрин, что, Пинхас, видя разврат Зимри бен Салуа и Козби бат Цур, сказал Моше: «Помнится мне, что, когда ты спускался с горы Синая я спросил тебя: «Каков закон, лежащего с арамейкой?»». И ты ответил мне: «Ревнители наказывают его». То есть, Моше, спускаясь с горы, не дойдя до Санѓедрина, учит Пинхаса этому закону (ѓалахе), который, по существу, является сторонним, обходящим установленные судебные инстанции.
Дополнительное исправление изъянов священничества подобным же образом произошло в дни второго Храма при встрече с Грецией. Похожее же произошло и в период гонений на евреев в дни Антиохуса. Греки пытались путем введения жестоких законов внедрить свет своей мудрости в наше жизнеустройство. Поэтому ведение войны против них было как раз выведением нашего света наружу, к ним. Что и произошло посредством крайних действий Матитьяѓу (маасе канаут), нарушением религиозных законов дочерью Йоханана первосвященника. Из этого мы видим, что только сила, прорывающая установленные рамки, священническая по своей природе, может устоять против бреши, проломленной греками.
Эллинизаторы (митъявним)
Первыми эллинизаторами, сотрудничавшими с греческой властью были такие первосвященники, как Ясон, правнук Шимона ѓа-Цадика, и Элькимос, который был готов даже сотрудничать не только с эллинизаторами Йерусалима, но и самого Храма.
Элькимос в качестве первосвященника пробил 13 «прорывов», (працот), в Храме. Эти прорывы он сделал как раз в ограждении, предназначавшемся для ограничения входа нееврев. Это ограждение представляло собой невысокую, 80-и сантиметров стену, которую не представляло труда перейти и предназначенную не для физической преграды, а для предупреждения. То есть, эта преграда представляла собой отделение Израиля от народов мира, которую и хотел Элькимос удалить. Он считал, что наступила эпоха космополитизма, когда иудаизму отведено лишь роль фольклора, занимающего лишь одно из мест в общей культуре. Тогда, как общая культура является эллинистической и иудаизм может стать ее частью. То есть, есть греки по происхождению, а есть греки по мировоззрению – вавилоняне-греки, египтяне-греки. И евреи тоже могут быть разновидностью греков, при этом у них может быть свой храм, по примеру храмов других народов этого региона. Этот храм не является уникальным.
Перевод Торы на греческий открыл путь к переводам на другие языки, например, латинский, английский, французский и др. При этом тексте на иврите становится лишь одним из текстов. Такой подход выражал точку зрения, в соответствии с которой иврит, как язык первоисточника является не больше, чем курьезом, а использование греческого языка, который все знаю, более удобно. Это, конечно, является уничтожением израильской уникальности, равно, как и национальной индивидуальности. Об этом и говорится в благословении «Аль ѓа–нисим» (За чудеса) – «принудить их забыть их Тору» (лишкахам ми-торатеха). Когда у евреев отбирают Тору для блага общей культуры, то, понятно, что этот процесс приводит к тому, что народ Израиля забывает Тору.
Единственное, что могло противостоят этому – священническое масло. Чудо с кувшинчиком масла показывает, что мы победили не благодаря тому, что были более сильные, а благодаря Божественному присутствию в Торе, Учению евреев, которое отсутствует в греческой мудрости. Именно сила священничества дала возможность осуществить прорыв и решающую победу хасмонеев. Поэтому закон постановляет, что ханукальные свечи следует зажигать таким образом, чтобы их было видно снаружи. В отличии от обычного света, который предназначен для освещения помещения внутри, свет Хануки рвется наружу, разгоняя тьму снаружи.