Где находится источник света? | раздел Беѓаалотха | рав Ханан Порат
по книге "Немного света" מעט מן האור
Раздел Беѓаалотха открывается с заповеди Аѓарону о зажигании свечей в Мишкане (Скиния): «…когда возжигаешь (досл. возводишь) свечи, то к лицу светильника будут светить семь свечей» (Бемидбар 8:12).
Однако, при более внимательном прочтении этого стиха мы обнаруживаем, что здесь не идет речь о непосредственно зажигании свечей (лампад), поскольку заповедь зажигании была уже заповедана при изготовлении Мишкана: «…и зажжет его свечи» (Шмот 25:37), а Писание указывает здесь на место зажигания – «к лицу светильника (Менора)».
Однако, само это выражение не понятно – в чем смысл сказанного здесь «к лицу светильника»? Раши, идя вслед за Сифри (сборник мидрашей к кн. Бемидбар), поясняет: «К центральной свече, которая находится не на одной из ветвей, как другие свечи, а на самом светильнике, т. е. на его стволе. “Будут светить семь свечей” – шесть на шести ветвях и одна на стволе. С тем, чтобы молитвы ваши были обращены к центральной свече. А для чего это? Чтобы не сказали: “Ему (Превечному) нужен свет (свечей)”». В соответствии с этим объяснением фитили Меноры справа и слева были обращены к центральной свече, а не наружу, чтобы увеличить освещенность пространства перед Менорой. Поэтому мидраш и подчеркивает здесь смысл света Меноры – «Ему (Превечному) не нужен свет свечей».
К лицу…. или к Лицу лиц
Однако, это объяснение все же кажется трудным для понимания, поскольку, в соответствии с ним не все «семь свечей» наклонены в сторону в сторону Меноры, а только шесть, тогда, как центральная свеча остается прямо стоящей. И этот момент объясняется в трактате Мегила (21Б): «Писание учит нас, что они наклонены к западной свече, а та, в свою очередь, наклонена в сторону Шехины (Божественное присутствие). И так поясняет это Раши: «Западная свеча – это центральная свеча, то есть, по мнению Гемары, свечи, расположенные к северу и к югу, наклонены к центру, тогда, как центральная свеча немного наклонена к западу».
Разногласия по вопросу о том, под каким углом была установлена Менора, подробно приводятся в трактате Менахот (98Б), также и в трактате Мегила приводится мнение, что Менора располагалась с севера на юг, параллельно к «Кодеш кодашим», Святая Святых, который был расположен на западной стороне Мишкана (Скинии). И поэтому центральная свеча, наклоненная к Святая Святах, называется «западной свечой». Рамбам, придерживаясь этой версии, так постановляет в Ѓилхот Бейт ѓа-Бехира: «Все шесть свечей, установленные на шести ветвях меноры, наклонены в сторону центральной свечи, а сама центральная свеча, обращенная к Святая Святых, называется западной свечой».
То есть получается, что, поскольку написано: «к лицу светильника будут светить семь свечей», то все семь свечей должны быть наклонены и, соответственно, центральной свече следует быть наклоненной к Святая святых, расположенный «к лицу Меноры». И тогда выражение «к лицу светильника» (ивр. эль муль пней) приобретает двойной смысл – вовнутрь к центральной свече (ивр. пнима), а оттуда «изнутри наружу» (ивр. лифней улефаним) к Святая святых (обратите внимание, что на иврите все эти направления наклона свечей имеют один корень и сходное звучание, прим. пер.).
При этом следует отметить, что Менору от Святая святых отделяла парохет (завеса, прикрывавшая, вход в Святая Святых) в соответствии с написанным в разделе Тецавэ: «В шатре собрания, вне разделительной завесы (парохет), которая пред свидетельством, будет заправлять ее (маслом) Аѓарон и его сыновья с вечера до утра пред Господом» (Шмот 27:21). То есть, все пространство Святая святых было погружено в сумрак, вдали от «человеческого» освещения, как сказано: «Господь сказал, что (Он будет) обитать во мгле» (Млахим I, 8:12) и это еще сильнее подчеркивает сказанное: «Ему (Превечному) не нужен свет свечей».
В свете всего вышесказанного можно сказать, что склонение западной (центральной) свечи не было связано с необходимостью освещения Святая святых, а, напротив, с тем, чтобы почерпнуть оттуда свет и передать его шести остальным свечам Меноры, наклоненных к центральной, которые распространят его далее по всему Мишкану.
Исходя из этого понимания, мы можем прочесть обсуждаемый пасук (стих) с новым смыслом: «…когда возжигаешь (досл. возводишь) свечи к лицу светильника», то только тогда «будут светить семь свечей». То есть, Тора учит нас, что только при условии, когда свечи Меноры (свечи мира земного) воспринимают свой свет от источника святости, только тогда они смогут светить из поколения в поколение Дому Израиля, как сказано: «Потому что у Тебя источник жизни, в свете Твоем видим мы свет» (Теѓилим 36:7). И, действительно, именно в этом духе комментирует Сфорно (раби Овадья бар Яаков Сфорно, ок. 1470-1550 гг. – знаменитый комментатор Писания) обсуждаемый нами стих: «тогда “будут светить семь свечей” – все семь свечей будут светить Израилю от света Высшего».
В чем заключается источник энергии?
Такое понимание света Меноры лежит в основе пророчества Захарии, которое было выбрано в качестве ѓафтары (отрывок из книги Пророков (второй части ТаНаХа), который читается в синагогах утром по субботам и праздникам сразу после чтения соответствующей главы из Торы) к недельному разделу Беѓаалотха: «И возвратился ангел, говоривший со мной, и пробудил меня, словно человека, пробудившегося ото сна. И сказал он мне: что видишь ты? И сказал я: видел я – вот светильник (Менора) весь из золота, и головка (чашечка) на верху его, и семь лампад на нем, и по семь трубочек у лампад, что на верху его. И две маслины над ним; одна справа от головки, а другая – слева от нее» (Захария 4:2-3).
Захария сам не понимает смысл этого видения и спрашивает ангела, говорившего с ним: «…что это, господин мой?» И даже после «назидания» ангела: «…разве ты не знаешь, что они, (явления) эти, (означают)?», он упорствует и повторяет: «…нет, господин мой!». На первый взгляд непонятно, что представляет трудность для пророка Захарии? Ведь объяснение видения Меноры кажется вполне понятным – сообщить, что, несмотря на трудности и отсрочки, Храм будет отстроен и золотая Менора будет светить там.
Если мы внимательно посмотрим на грамматику написанного, то обнаружим, что вопрос Захарии «…что это (досл. с этими), господин мой?» не относится непосредственно к Меноре, поскольку тогда было бы правильно написать просто «что это?», тогда как написанное «что с этими?», а относится к элементам, которые добавлены к ней: головка (чашечка), представляющая собой сосуд для масла, установленный вверху Меноры; трубочки лампад, по которым «подается» масло из головки к свечам (лампадам); две маслины (досл. два масличных дерева, а вовсе не две миниатюрные оливковые ветви, которые изображены на гербе государства Израиль…), из которых выжимается масло в головку Меноры.
Захария поражен видением этой «автоматической конструкции», которая позволяет Меноре светить самой без вмешательства человека, и какая параллель между ней и золотой Менорой в Храме, которая зажигалась коѓенами, потомками Аѓарона, а не «сверъестественными» силами свыше?
И более того, можно предположит, что главной причиной удивления Захарии является вопрос – в чем же заключается источник энергии? И не только энергии материальной, а энергии человеческой – каким образом преодолеть все препятствия, которые нагромождаются ненавистниками и обвинителями? Каким образом заслужить восстановление Храма и зажечь в нем свет Меноры, когда существует так много тех, кто пытается затушить ее свет?
И теперь становится понятным ответ ангела: «не могуществом и не силой – только духом Моим, – сказал Господь Цваот (Всесильный). Ангел отвечает Захарии, что национальную энергию для достижения цели невозможно достичь только из индивидуального источника, а ее необходимо черпать из духовного источника Высшей силы – «только духом Моим, – сказал Господь Цваот (Всесильный)».
Здесь требуется верные исполнители!
Но вот, что мы должны понять: это пророчество не означает аннулирование «мощи и силы» и что нам не следует «сидеть, сложивши руки», ожидая, что Храм спустится с небес, отстроенный в своем великолепии, и Менора зажжется сама самой чудесным образом.
Напротив, нам следует упорно работать и зажечь самим Менору от той энергии силы и духа, которыми дух Всевышнего наделяет нас свыше. И это была та самая точка, которая давала основание р. Куку давать ответ всем тем, кто выступал против него и цитировал «не могуществом и не силой – только духом Моим» –смотрите на продолжение пророчества Захарии, которое вы цитируете – «Руки Зерубавела основали дом этот, и руки его завершат; и узнаешь, что Господь Цваот (Всесильный) послал меня к вам» (4:9).
Это учит нас, что дух Всевышнего, осуществляющий поразительные деяния, не является сказочно-чудесным путем с небес, а осуществляется через преданных Ему исполнителей в процессе реальных дел. И существует неразрывная связь в длительном процессе освобождения Израиля (Геула) между человеческими реальными деяниями здесь, на Земле, и духом Творца, наполняющего их энергией духовной и материальной.
«Две маслины»
При этом следует обратить внимание на дополнительный важный урок, который мы учим из этого пророчества, связанный с выражением «две маслины» (досл. два масличных дерева). И для того, чтобы расшифровать этот «код маслин», давайте сравним его с двумя оливковыми ветвями на гербе государства Израиль, которые, по-видимому, и появляются, как аллюзия на них. При этом, следует отметить, что две небольшие оливковые ветки на гербе несут чисто декоративный характер, обрамляя саму менору. Тогда, как «две маслины» в пророчестве Захарии представляют собой два мощных масличные дерева, дающих масло, энергию для Менора и в заслугу которых она горит и не гаснет. И что же символизируют эти два дерева?
Сам Захария затрудняется найти ответ на этот вопрос и вопрошает ангела: «что (означают) две маслины эти с правой стороны светильника и с левой стороны его… изливающие из себя золото» (4:11-13)? И ангел отвечает ему: «это двое помазанных сыновей, стоящие возле Владыки всей земли». И эти двое помазанных не кто иные, как Зерувабель из дома Давида и Йеѓошуа-первосвященник, представляющие собой царственную и духовные власти, помазанные маслом помазания (елеем). И это про них пророчествует Захария далее: «И построит он Храм Господень, и понесет величие, и воссядет, и властвовать будет на престоле своем, и будет священник на престоле его, и совет (и) мир будет между обоими» (6:13).
И это учит, что для того, чтобы был отстроен и Храм Второй, и Храм Третий необходима высшая энергия, устремляющаяся по двум каналам, которые символизируют два масличных дерева – канал духовного руководства (коѓены, первосвященничество) и канал политического руководства (царственная власть). Поэтому роль масла не ограничивается только обеспечением энергии для горения, но оно также необходимо и как смазочный материал, который предотвращает трение, способное остановить двигатель и об этом сказано: «(и) мир будет между обоими».
И невозможно не задастся вопросом – когда же, наконец, мы поймем, что «заправлять» государство Израиль следует «маслами» из очищенной Меноры? И когда же мы, наконец, вернемся в Дом обитания ее и осознаем, что именно там заключен источник ее энергии и света?